< вернуться к списку

Генеральная Ассамблея ФИАПФ

19 мая состоялась очередная Генеральная Ассамблея ФИАПФ. В повестку дня были включены  вопросы, касающиеся деятельности продюсерского сообщества в мире, в частности  взаимодействие с ВОИС (Всемирной организацией по интеллектуальной собственности), европейская проблематика, а также внутренние вопросы деятельности ФИАПФ: некоторые изменения в фестивальном регламенте и прием новых членов. В данном обзоре вкратце изложено содержание основных пунктов повестки ассамблеи. 

1. Господдержка кинематографа. 

В настоящий момент на рассмотрении Еврокомиссии находится новый проект по критериям выделения средств государственной поддержки. Странами Евросоюза выделяется ежегодно 3 млрд. евро: 2 млрд. в качестве грантов и займов и 1 млрд. в виде налоговых льгот. Из этой суммы приблизительно 80% идет на производство. Под программы налогового стимулирования подпадают как европейские, так и неевропейские производители. В новом проекте предложено 4 нововведения:

1. Расширение стадий производства фильма, поддерживаемых государством: от написания сценария до дистрибуции и продвижения (в т.ч. на фестивалях), (в действующем регламенте речь идет в основном о поддержке производства). FIAPF поддерживает это предложение.

Для определения фильма как «Европейского», т.е. проекта, произведенного в рамках ЕС, предусмотрена система баллов: Режиссер -3; Сценарист -3; Композитор -1; Актер 1 -2; Актер 2  -2; Актер 3 -2; Художник-постановщик -1; Оператор -1; Монтаж -1; Звук -1; Локейшн -1; Лаборатория -1. Итого 19 баллов.

Фильм, набравший более половины баллов считается Европейским (10 баллов для художественного кино), для анимации и документального кино требуется больше баллов, т.к. отсутствуют некоторые из пунктов. 

Для Европейского фильма господдержка не должна превышать 50% производственного бюджета, с целью сохранения коммерческих инициатив.

2.  Предусматривается бóльшая гибкость для проектов совместного европейского производства. Если раньше госпомощь ограничивалась 50%-ю процентами, то теперь государство может покрыть до 60% бюджета фильма совместного производства. Отдельной статьей проходят  так называемые «трудные» фильмы, а именно:  фильмы совместного производства с развивающимися странами, фильмы стран с ограниченной территорией, населением и языком, дебютные работы, помощь которым может быть рассмотрена индивидуально и не ограничиваться 60-тью процентами. 

При расчете лимита учитываются суммы, выданные на всех уровнях государства, при этом пан-европейские программы не учитываются, и их помощь может быть использована сверх лимита господдержки.

ФИАПФ так же поддерживает эту инициативу, но полагает, что вопрос с суммированием различных источников господдержки с одной стороны и финансирование различных стадий кинопроизводства с другой стороны требуют доработки, так же как и определение «трудных» фильмов, с учетом того, что существуют небольшие по территории страны с большим языковым охватом, такие как Австрия. 

3. В ныне действующей директиве существует требование о том, что не менее 80% всего производственного бюджета должно быть потрачено в стране, предоставившей господдержку. Авторы нового проекта полагают, что размер расходов в определенной стране должен быть пропорционален предоставленной этой страной помощи. В новом проекте предлагается ввести требование о 100% расходовании на территории страны  средств, предоставленных   этой страной, но не более 50% бюджета. 

FIAPF выступает против такого подхода и поддерживает существующий режим. Новый подход ослабляет мотивацию поддержки  государством внутренней киноиндустрии и сдерживает развитие ее секторов. 

4. Введение регрессивной шкалы господдержки для неевропейского копродакшена. 

Еврокомиссия полагает, что поддержка проектов с неевропейским участием очень важна для развития европейской киноиндустрии. Однако, комиссия озабочена тем, что страны Евросоюза все больше используют публичные фонды, конкурируя между собой. 

Необходимо введение определенных лимитов. Размеры помощи могут быть весьма велики, учитывая бюджеты проектов совместного производства. Введение ограничений господдержки будет являться залогом того, что первостепенным фактором в принятии решения о совместном производстве будет уровень местного профессионализма, технологий и пр., а не размер господдержки.

Если фильм рассматривается как неевропейский, то  к нему будет применена следующая регрессивная шкала господдержки в зависимости от производственного бюджета:

Менее 10 млн. евро – мах. 50%; 10-20 млн. евро – 30%. Более 20 млн. – 10%.

При этом запрещено выделение поддержки на специфические статьи производства (напр., только постпродакшн) во избежание искусственного стимулирования отдельных отраслей. 

ФИАПФ выразило озабоченность введением различного подхода к финансированию внутренних и внешних копродукций. Такой принцип может снизить привлекательность Европы для зарубежных проектов и понизить экономическиую активность в секторе. 

2. Позиция ФИАПФ по Интернет дистрибуции аудиовизуальных произведений.

В 2011 году Европейская комиссия опубликовала Манифест по Интернет- дистрибуции аудиовизуальных произведений. В нем поднимаются такие вопросы как влияние новых технологий на развитие киноиндустрии, мультитерриториальное лицензирование, вознаграждение авторам при он-лайн дистрибуции и др. Европейский парламент должен предоставить свой ответ на данный манифест. 

ФИАПФ встретилась с наиболее влиятельными членами Европарламента, изложила свою точку зрения по данным вопросам и заручилась их поддержкой при формировании ответного документа Европарламентом:

-Продюсер должен обладать свободой договорных отношений, включая свободу выбора лицензирования отдельных территорий, канала дистрибуции и срок лицензирования, поскольку эти  элементы являются основными условиями эксплуатации произведений; 

- Любой фильм должен иметь специфическое маркетинговое  позиционирование для каждого рынка, как по территориальному признаку, так и по каналу дистрибуции. Недостаточно просто выпустить фильм он-лайн; 

- Введение налоговых льгот при цифровой дистрибуции должно способствовать развитию цифровой коммерции и вытеснению пиратства;

- Продюсер выступает в роли «единого окна» для авторов, аккумулируя все права.

- ФИАПФ выступает против введения обязательного коллективного управления при Интернет дистрибуции. 

3. Развитие событий в ВОИС (Всемирная организация по интеллектуальной собственности), WIPO.

ВОИС – организация ООН, защищающая интересы интеллектуальной собственности. 

Тем не менее один их постулатов ВОИС  состоит в том, что охрана интеллектуальной собственности не является самоцелью, а лишь инструментом и стимулом для развития общества. 

Отсюда следуют постоянные дискуссии, которые сводятся к обсуждению исключений и ограничений авторских прав и возможному смягчению исключительных прав правообладателей. Наиболее радикально настроенные стороны, особенно развивающиеся страны, поддерживают библиотечные организации, выступающие за расширение исключений и ограничений, для расширения публичного доступа. Это может привести к полной потере контроля со стороны продюсеров. 

Также, в частности рассматривается вопрос о цифровой защите прав (Digital Rights Management, DRM), противниками которого являются такие страны как Бразилия, Индия и Нигерия, изыскивающие всевозможные лазейки для обхода ограничений использования произведений, связанных c DRM.

Другой давно муссирующийся вопрос- переход произведений в общественное достояние, Public Domain. ФИАПФ в союзе с другими дружественными организациями противостоит попыткам облегчить процедуру перехода произведений в общественное достояние.

4. Изменения в Регламенте международных кинофестивалей.

- ФИАПФ ввело новое понятие в регламент, такое как DCP (Digital copy package), в качестве материала, которое предоставляет продюсер кинофестивалю.  DCP дополняет традиционные виды носителей, упомянутые в регламенте. 

- По новым правилам фестиваль после отбора обязан получить разрешение на Интернет-, кабельную и другие виды трансляции фильма,  помимо кинотеатральных показов. 

5. Новые Члены.

Будет рассмотрен вопрос о приеме новых членов: 

Бельгия  - Фламандская Ассоциация кинопродюсеров - 13 членов.

Хорватия - Хорватская Ассоциация кинопродюсеров - 59 членов.

Латвия - Латвийская Ассоциация кинопродюсеров - 30 членов.

Наверх