< вернуться к списку

Телекомпании и кинотеатры хотят сэкономить на выплатах авторам музыки

 

Авторы музыки к фильмам и телепередачам могут остаться без вознаграждения за использование их произведений на ТВ и в кинофильмах, следует из нового законопроекта, подготовленного Медиа-коммуникационным союзом (МКС). Копия документа есть у «Ведомостей». Текст проекта сейчас обсуждается индустрией, подтвердили сотрудники медиакомпаний. По словам одного из них, документ «носит предварительный характер».

 

Членами МКС являются операторы – «Ростелеком», «Мегафон», «Вымпелком», МТС, «Эр-телеком», «Транстелеком», а также медиакомпании – CTC Media, «Газпром-медиа», «Национальная медиа группа».

 

Концепцию этого проекта МКС впервые публично представил на форуме «Интернет-экономика 2015» в прошлом декабре. Члены союза предлагают реформировать систему коллективного управления авторскими правами в России (см. врез).

 

Недавно один из правообладателей обратил внимание «Ведомостей», что среди прочего проект одним из своих пунктов отменяет действие третьего пункта статьи 1263 Гражданского кодекса. В этом пункте ГК говорится, что телеканалы и кинотеатры должны платить авторам за использованные в эфире или в фильмах музыку и песни. Эта конкретная норма не распространяется на радиостанции или рестораны, хотя они тоже платят авторское вознаграждение.

 

По действующей системе такое вознаграждение в пользу авторов по решению правительства собирает Российское авторское общество (РАО). В 2014 г. общество собрало за «сообщение произведений в эфир и по кабелю» почти 1 млрд руб. (правда, в эту сумму включены сборы не только с телеканалов и кинотеатров, но и с радиостанций). В отчетности общества также указано, что в том же году оно распределило между авторами 0,5 млрд руб., собранных именно с телекомпаний и кинотеатров. Данные за 2015 г. пока не опубликованы.

 

Представитель РАО называет инициативу МКС «примером грубейшего нарушения прав авторов», попыткой лишить их «законного» вознаграждения и резко возражает против этой идеи.

 

Кинематограф в России развивается скорее по американскому, чем европейскому пути, автор музыки к русскому фильму сразу получает довольно значительный гонорар, говорит Сергей Сельянов, основатель СТВ и председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения: «Поэтому продюсеры и кинотеатры считают, что роялти, которые выплачиваются авторским обществам, должны быть резко уменьшены либо совсем отменены».

 

Если сборы с телекомпаний и кинотеатров будут отменены, то авторы постараются компенсировать выпадающие доходы более высоким авансом за заказанную для них музыку к фильму или сериалу, предупреждает директор Продюсерского центра Игоря Матвиенко Андрей Лукинов: композитор будет понимать, что теперь может заработать только здесь и сейчас, а не получать деньги несколько следующих лет. «Мы не получили никаких объяснений от авторов проекта об отмене вознаграждений для композиторов, – говорит директор Национальной федерации музыкальной индустрии Леонид Агронов. – Музыканты против этой меры: российские композиторы и так находятся под давлением пиратов, зарабатывают немного. Попытка лишить их и этих доходов просто удивительна».

 

Документ находится в проработке, его финальная версия не готова, говорит представитель МКС. Он настаивает, что в целом проект направлен на защиту интересов правообладателей, повышение эффективности и прозрачности системы коллективного управления авторскими правами. Союз взаимодействует с правообладателями и учитывает их предложения, добавил он.

 

 © Ведомости

 

 

Наверх