< вернуться к списку

Эдуард Пичугин: «У «Ленфильма» ситуация – исключительная»


06.03.2013. О переменах, которые происходят на ОАО «Киностудия «Ленфильм», о кредите в 1,5 миллиарда рублей, возвращении специалистов и привлечении зарубежных консультантов, а также о судебных коллизиях с продюсером и композитором Андреем Сигле портал «ПрофиСинема» поговорил с генеральным директором студии Эдуардом Пичугиным. 

 

Вита Рамм: 

Получила ли ОАО «Киностудия «Ленфильм» кредит? 

 

Эдуард Пичугин: 

Существует законодательное поле, сформированное на основании Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса, ряда федеральных законов и других нормативно-правовых актов, на основании которых государство живет и развивается. При этом работа кредитных учреждений дополнительно регулируется Центральным банком Российской Федерации. Корни этой системы регулирования кредитных учреждений уходят во времена Александра II, когда царь-реформатор создал в России Центральный Банк как государственный банк-регулятор. 

Нормативно-правовые акты о госгарантиях и бюджете Российской Федерации подчеркивают, что государственная гарантия может покрыть только 70% тела кредита. Соответственно, заемщик должен найти где-то еще 30% или обеспечить их, или банк должен как-то поверить, а заемщик – гарантировать банку обеспечение обслуживания этого кредита. Как правило, это так. 

У нас ситуация исключительная – Президент Российской Федерации и Правительство приняли решение предоставить 100% гарантий на всю сумму кредита. Решение было одобрено Государственной Думой в трех чтениях и Советом Федерации, и сейчас госгарантия закреплена Законом о бюджете РФ на 2013–2015 годы. 

 

Вита Рамм: 

Почему для киностудии «Ленфильм» было важно получить государственную гарантию? 

 

Эдуард Пичугин: 

Чтобы обезопасить активы студии, не закладывать землю, здания или прочее имущество. Правительство Российской Федерации приняло решение о предоставлении стопроцентной гарантии, которая покроет 100% тела кредита. Деятельность ОАО «Киностудии «Ленфильм» регулируется Министерством культуры России. Оно поддержало нашу заявку и выступило заявителем получения гарантий. Но Министерство культуры является единственным по нашей части субъектом бюджетного планирования, поэтому оно обратилось дальше в Министерство финансов. На следующем этапе Министерство финансов внесло законотворческую инициативу, которая, пройдя парламентские слушания, чтения, согласования, завершилась утверждением Президентом России поправок к закону о бюджете на 2013-2015 годы. Таким образом, в прошлом году в бюджете страны появилась строчка про ОАО «Киностудию «Ленфильм». Это означает, что у нас теперь есть решение о предоставлении государственной гарантии на покрытие кредита. Но это только начало. Для оформления гарантий нужны правила предоставления гарантий и отдельное постановление Правительства. Параллельно ведется работа с банком ВТБ, поданы документы и обсуждается кредитный договор. 

 

Вита Рамм: 

Вы прошли сложный бюрократический путь. Роман можно писать. Теперь будет проще? 

 

Эдуард Пичугин: 

Получение полуторамиллиардного кредита под государственные гарантии — дело совсем не простое. Оно требует исполнения юридических процедур, которые гарантируют, что выданные деньги будут потрачены по назначению. Вы правы, пройден большой отрезок бюрократического пути, огромная бумажная работа. Мы уже получили заключение Минюста и внесли свои поправки в проект Постановления правительства. Сейчас идет согласование на межведомственном уровне. Министерство юстиции должно передать все обратно в Министерство финансов, а оттуда согласованный проект постановления Правительства попадет в Правительство на подпись Премьер-министру. 

Мы обратились с заявкой во Внешторгбанк и ожидаем решения, чтобы заключить кредитный договор между ВТБ и ОАО «Киностудия «Ленфильм». Условия этого кредитного договора мы рассмотрим, как крупную сделку, на Совете директоров студии. Если будет принято решение Советом директоров принять такие условия по кредиту, то мы его подпишем. При этом, в кредитном договоре будет прописано, что обязательным условием является оформление предоставления государственной гарантии России. Таков путь, который мы проходим — это не быстрая процедура. 

 

Вита Рамм: 

Со стороны даже не представляется, что получение кредита может быть таким сложным. Банк выдвигает какие-то свои собственные требования? 

 

Эдуард Пичугин: 

Конечно, кредитный договор – это всегда набор и комплекс условий и требований. 

ОАО «ВТБ» – это зарегистрированный банк, с лицензированной деятельностью, то есть его деятельность находится под контролем Центрального банка Российской Федерации. Все прозрачно. 

 

Вита Рамм: 

Что для вас сложнее – работать с этой бюрократической машиной или преодолевать настроения в киностудии, где много слухов, домыслов, преувеличений и прочее? 

 

Эдуард Пичугин: 

Сегодня приходится работать со всем сразу: и с бюрократической машиной, и с коммерческими банками, и с Общественным советом… И с партнерами, настроенными конструктивно, и недругами, и с кредиторами, и так далее. И при этом надо постараться выполнить главную задачу – сохранить студию и возродить ее. Поэтому работаем во всех направлениях. Нам нужны новые люди. Мы приглашаем известных специалистов – в том числе и из-за рубежа - в качестве консультантов, зазываем продюсеров работать на «Ленфильме». Есть такая пословица: «С деньгами каждый сможет – попробуй без денег». Вот это, как раз наш случай. 

 

Вита Рамм: 

Зима у вас была жаркой… 

 

Эдуард Пичугин: 

Да, зиму перезимовали. Когда мы пришли, кроме многолетних долгов, операционных убытков, отключенных сетей и коммуникаций, разнообразных судебных претензий и дела о банкротстве – ничего другого не было! И на сегодняшний день можно твердо сказать, что «коммунальные завалы» мы расчистили – сети подключены, счета разблокированы, хозяйственная деятельность ведется, погашено порядка 16 миллионов рублей долгов (15 миллионов 930 тысяч рублей, если быть точным), зарплата выплачивается регулярно… 

Сети своими силами ремонтируем, реконструируем цеха, и люди к нам пошли... 

 

Вита Рамм: 

Вы сказали о привлечении специалистов. Чем они будут заниматься? Ведь насколько известно, на «Ленфильме» сейчас кино не снимается. 

 

Эдуард Пичугин: 

У нас сейчас в производстве находится несколько проектов других компаний, которым мы оказываем услуги. Пока свои новые проекты не запускаем – вынуждены заканчивать те три зависших государственных заказа, которые нам достались в наследство. 

Активно работаем с молодежью как творческой, так и технической. Например, недавно начала свою работу молодежная мастерская Кинолофт, где молодые профессионалы – режиссеры, актеры – проводят публичные читки сценариев и т.д. Почти завершился отбор специалистов для обучения на новом оборудовании за границей. 

С нами активно сотрудничают зарубежные консультанты. Это американские специалисты высочайшего уровня, лауреаты «Оскара». 

 

Вита Рамм: 

Они уже переехали в Санкт-Петербург? 

 

Эдуард Пичугин: 

Нет, сегодня интернет-технологии позволяют работать в режиме удаленного доступа. Они живут и работают в Голливуде, но консультируют нас по каждому вопросу, включая подготовку кадров и профессиональную экспертизу. 

Реконструированная киностудия с отремонтированными помещениями и современным оборудованием – это как хорошо настроенный рояль. Но музыки без хорошо обученных, талантливых профессионалов не бывает. Понятно, что «Ленфильм» давно не работал, поэтому многие работники покинули студию. Когда мы пришли, не хватало специалистов в звукоцехе, не существовало студии визуальных эффектов и гримерного цеха, многого другого. Поэтому, решая бытовые задачи жизнедеятельности студии, параллельно создаем эксклюзивную группу супер-экспертов во всех областях кинопроизводства. 

На сегодняшний день на студии уже работают все цеха. Привлекли лучших специалистов, которых смогли найти — гримерный цех, к примеру, у нас возглавила многоопытная Ксения Малкина. Два человека уже прошли стажировку в Лос-Анджелесе. Главным консультантом по этому направлению стал многократный «оскароносец» Харви Лоури. Это знаменитый мастер своего дела, создавший образ Бенджамина Батона и многих других знаменитых персонажей. 

 

Вита Рамм: 

А какой ему интерес с «Ленфильмом» возиться? 

 

Эдуард Пичугин: 

Моя работа – убедить таких людей работать с нашей киностудией, которую мы хотим вывести на мировой уровень. 

 

Вита Рамм: 

Дорого – простите за меркантильный вопрос – для студии обходится его консультации? 

 

Эдуард Пичугин: 

Пока все происходит на основании моих личных связей и рекомендаций, которыми я пользуюсь. Меня рекомендуют наши коллеги, и это строится на личных отношениях. Это сотрудничество на перспективу. Много работы ведется со звуковым цехом, сейчас его согласился возглавить Ростислав Алимов, закончивший работу над фильмом «Метро», и Антон Клевцов. Консультирует звукоцех известный акустик Филлип Ньюел, который уже побывал на студии. 

Привлекаем на студию и наших профессионалов, активно работающих в киноиндустрии Голливуда. Например, художник по костюмам Елена Баранова ведет целое направление и, к тому же, на весьма щадящих финансовых условиях. 

На «Ленфильме» отсутствует студия VFX-эффектов. К нам пришел Игорь Плаксин – оператор, специалист по визуальным эффектам, и, кроме того, сертифицированный тренер Apple. Он возглавил это направление, занимается и обучением. А консультирует нас гений визуальных эффектов Гарсон Ю. Благодаря знакомству с ним, я общался со всеми гуру Голливуда в этой области, начиная с тех, кто создавал «Звездные войны», заканчивая профи, которые делали «Морской бой», «Вспомнить всё» и «Жизнь Пи». 

Гарсон Ю изучил наш бизнес-план по созданию студии визуальных эффектов, и по его замечаниям мы вносили уточнения и корректировки, что позволило избежать лишних трат. В рамках намеченного бюджета подбираем современное оптимальное оборудование и правильные программы обучения для новых специалистов. 

Мы также консультируемся и перенимаем опыт у компании Pacifica Ventures, управляющую и владеющую несколькими киностудиями. Они с нуля построили студию в Альбукерке, штат Нью-Мексико. Там не было ничего, как сегодня у нас, в Петербурге. За два года были созданы три съемочных группы второго состава, а через три года уже работало семь групп второго состава. Теперь они оказывают услуги в кинопроизводстве полного цикла. «Мстителей», например, снимали именно на этой студии. Такой опыт нам очень нужен и полезен. На «Ленфильме» работают пять человек из этой компании. Консультируют нас и профессионалы одного из крупнейших телеканалов США - «Си-Би-Эс». 

Словом, чтобы сохранить студию, ежедневно ведем серьезнейшую и очень непростую работу. Поэтому читать реплики наших коллег, что здесь что-то разваливается, не обидно, а смешно. 

 

Вита Рамм: 

Мы подходим к весьма щепетильной теме. Не могу не спросить – суд восстановил композитора и продюсера Андрея Сигле в должности директора продюсерского центра, который был при «Ленфильме» создан. Что дальше? 

 

Эдуард Пичугин: 

Я даже не понял, для чего это нужно было Андрею Рейнгардтовичу. Потому что лично он не обращался ни ко мне, и ни к кому из руководства. Ни к Правительству, ни к Министерству культуры, с тем, что хочет работать у нас. Не было от него никаких конкретных предложений. Он пришел на студию с решением суда, неоформленным даже,  с требованием отдать ему  уставные учредительные документы и печать. 

 

Вита Рамм: 

Поясните, пожалуйста, в чем суть конфликта между продюсерским центром студии и ОАО «Киностудия «Ленфильм». 

 

Эдуард Пичугин: Решение, которое было принято еще в октябре  об увольнении господина Сигле -  это решение собственника. Объяснить, чем оно мотивировано было, достаточно просто и в нем нет никаких личных мотивов. Учредитель ОАО «Киностудия Ленфильм» несет субсидиарную ответственность за деятельность своего продюсерского центра. В виду особой важности и значимости этой деятельности,   чтобы избежать возможного банкротства по какой-то юридической, бухгалтерской ошибке. Единый исполнительный орган  – сама киностудия. Если бы мы поменяли, допустим, господина Сигле на любого другого уважаемого мастера, то можно было бы как-то обижаться. Мы же, стопроцентным решением собственника, приняли зафиксированное, естественно, по закону протоколом решение, что выполнять функции единого исполнительного органа будет ОАО «Киностудия Ленфильм». 

И это совпало еще с двумя факторами. Первое – решение Общественного совета, которое было озвучено 11 сентября на общественных слушаниях. Второе – это решение поддержал миноритарный акционер ОOО «Продюсерский центр «Ленфильм» Алексей Юрьевич Герман, и  под протоколом, естественно, стоит  его подпись. Он ведь очень активно принимал участие на начальных этапах возрождения киностудии. 

 

Вита Рамм: 

Значит, ничего незаконного не происходило, и вы действовали в юридических рамках? 

 

Эдуард Пичугин: 

Но Андрей Рейнгардтович около двух  месяцев не передавал документы, трудового договора между ООО «Продюсерский центр «Ленфильм»  и  Генеральным директором не было. Но он, как генеральный директор, вел работу, сам себе назначил зарплату и так далее. Но так как он не выдавал нам ни документы, ни печати, мы не могли его рассчитать. А ознакомиться с приказом и получить расчет он отказался. Поэтому сейчас, после решения суда, мы все исправили. Господин Сигле ознакомился с приказом о восстановлении в этой должности и подписал его. А решением собственника, которое не поменялось, мы предложили ознакомиться ему  с приказом об увольнении и произвели расчет. 

Я несу полную ответственность за деятельность  киностудии «Ленфильм», которая, в свою очередь, несет субсидиарную ответственность за свою дочернюю компанию - подразделение, которым являлся продюсерский центр. 

 

Вита Рамм: 

Значит, нынешнее решение суда практического применения уже не имеет? Судебное решение помогло правильно юридически оформить документы? 

 

Эдуард Пичугин: 

Совершенно верно. Он отказался подписывать приказ. Его восстановили по суду, а потом решением собственника уволили. Все произошло, повторюсь, для защиты интересов студии. 

 

Вита Рамм: 

Юридические вопросы вам удалось решить. Но ведь остались проблемы человеческих отношений. Киносообщество Санкт-Петербурга не слишком большое. Противостояние по-прежнему продолжается? 

 

Эдуард Пичугин: 

Даже сейчас ничего личного в отношениях у меня с Андреем нет. Я считаю, что худой мир лучше хорошей войны, тем более мне делить с ним абсолютно нечего. Предложений он никаких не вносил. Я же всегда говорил, что готов рассматривать любое предложение, проект, кинопроект, которые могут привлечь инвесторов – все, что может принести пользу киностудии. Мы Андрею предлагали просто действовать в качестве исполнительного продюсера или назвать эту должность как-то иначе, кроме как генеральный директор. Эта должность корпоративного управления. Я предлагал ему работать не на основании Устава, а по доверенности от ООО «Продюсерский центр «Ленфильм». Но он отказался. Может быть, пройдет время, Андрей одумается и придет к нам с каким-нибудь предложением. Но пока за все время нашей работы ни одного разговора с ним не было. Ни по телефону, ни каких-либо письменных обращений. 

 

Вита Рамм: 

На «Ленфильме» есть небольшой островок интеллектуальной мысли. Я имею в виду журнал «Сеанс» и все, что связано с ним. Вписывается ли редакционная деятельность в новый бизнес-план студии? 

 

Эдуард Пичугин: 

Да, мы общаемся с редакцией. Для начала договорились о том, что в журнале появится логотип «Ленфильма», раз уж студия является соучредителем «Сеанса» и редакция находится на ее территории. Редакция, в свою очередь, обещала, что будет уделять больше внимания родной студии и чаще освещать ее работу.

 

© ПрофиСинема

Наверх