< вернуться к списку

Ренат Давлетьяров: «Работать надо без площадных криков «долой и доколе!»


Сегодня, 28 марта 2013 года в Москве пройдет премьера фильма «Параллельные миры» казахского режиссера Ермека Аманшаева с российскими актерами Аленой Бабенко и Евгением Стычкиным в главных ролях. Это совместный российско-казахский проект компании «Интерфест» и Eurasia Film Production. Накануне премьеры мы поговорили с главой кинокомпании «Интерфест», президентом Гильдии продюсеров России, режиссером Ренатом Давлетьяровым. 

 

Вита Рамм: 

Многие продюсеры в поисках партнеров с надеждой смотрят на Запад. Вы же – на Восток. 

 

Ренат Давлетьяров: 

Я считаю, что нам нельзя забывать о большом пространстве, в котором есть одна объединяющая сила – русский язык. Он по-прежнему в странах бывшего Советского Союза сохраняет и нашу общую ментальность. И потому там живет наш потенциальный зритель, о котором мы обязаны помнить. Государство тоже способствует нашим творческим связям. Например, Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества облегчает съемочный процесс, переброску необходимой техники и так далее. Конечно, есть в странах нюансы, например, по НДС, но они не столь существенны. Думаю, что казахские продюсеры вскоре объединятся в собственную Гильдию и начнут продуктивно лоббировать свои интересы. 

А сотрудничать с казахскими коллегами легко и удобно. Они профессионалы. В Казахстане киноиндустрия развивается динамично. Там вкладываются средства в инфраструктуру, в подготовку кадров. Они снимают кино для своего зрителя, и одновременно, оно интересует и международные кинофестивали. Я был рад успеху своих коллег на последнем МКФ в Берлине. 

Кроме фильма «Параллельные миры» мы с казахами сняли «Ведьмин ключ». Режиссер – дебютант Рустам Мосафир, главные роли сыграли Елизавета Боярская и Петр Федоров. А кинооператор – Илья Авербах. 

 

Вита Рамм: 

Теперь ваша компания в списке лидеров Фонда кино. Как Вы относитесь к произошедшей смене руководства? 

 

Ренат Давлетьяров: 

На мой взгляд, смена руководителя не означает перемены курса. Принципы работы Фонда не выдумываются руководителем, а принимаются коллегиально. Есть Устав, Попечительский совет. На декабрьском совещании Правительства было определено, что Фонд кино является агентом Министерства культуры, потому что лишь оно владеет бюджетными средствами, которые выделяются нашей киноотрасли. Нового исполнительного директора Фонда я знаю давно. Антон Малышев – для кино свой человек. Он обладает большим управленческим опытом, так как работал в Администрации Президента, в аппарате полномочного представителя Центрального округа, а, значит, хорошо разбирается в коридорах власти и умеет взаимодействовать с разными министерствами. Он человек системный, дипломатичный и коммуникабельный. 

Да, я знаю, что по Москве ходят слухи о том, что я «занес» прежнему исполнительному директору Сергею Толстикову сумму, лишь бы войти в число лидеров. В действительности же, мне позвонили в мае 2012 года и сказали, что моя компания «Реал Дакота» соответствует критериям отбора лидеров и пригласили к сотрудничеству. 

 

Вита Рамм: 

Но, тем не менее, слухи Вас огорчают? 

 

Ренат Давлетьяров: 

Нет, потому что слухи – любимое дело сообщества. Не понимаю – людям делать больше нечего, как сочинять небылицы, цифры? Да, в нашей киноотрасли мало денег, кто-то даже посчитал, что весь бюджет умещается в одном фильме про «хоббита». И когда читаешь о нынешних многомиллиардных коррупционных скандалах в Министерстве обороны, ЖКХ, саммите и олимпиаде, понимаешь, сколь скромные деньги выделяет государство на всю нашу киноиндустрию. Потому я всецело за то, чтобы государство поддерживало специальные проекты, которые иначе не снять никогда. Как, например, фильм «Сталинград». 

 

Вита Рамм: 

Однако, чем меньше денег, тем громче идет борьба за них. 

 

Ренат Давлетьяров: 

Но я в этом не участвую и пусть все слухи, «шепотки», интриги остаются на совести их авторов. Важно подчеркнуть, что к государственным деньгам добавляются и собственные, продюсерские. Ведь государственная поддержка – не стопроцентная халява. До 30-40% каждый продюсер на каждый проект добирает инвестициями или кредитами. И это большая ответственность, потому что надо кого-то убедить, чтобы он свой миллион вложил не в супердоходную отрасль, а рисковал ради кинофильма. В России всего несколько компаний, которые могут реинвестировать в кино от собственных доходов. Остальные работают с заемными средствами. 

 

Вита Рамм: 

В сообществе есть ощущение, что продюсеры плохо консолидируются. Это же плохо для развития индустрии. 

 

Ренат Давлетьяров: 

Но такая ситуация – типичная для российского кинематографа. Две национальные киноакадемии и их премии, два союза кинематографистов. Есть Гильдии при Союзе кинематографистов и отдельные от СК. У нас страна уникальная, когда надо что-то разделить. 

Тем не менее, Гильдия продюсеров России продолжает системно работать в большой политической и законодательной кухне. Мы входим в рабочую группу подготовки нового Закона о кино при комитете культуры Государственной Думы. Также входим в рабочую группу при Министерстве культуры. Вместе с ведущими продюсерами, членами Гильдии, мы регулярно участвуем в совещаниях в правительстве и обсуждаем актуальные проблемы отрасли. Мне кажется, нашим мнением интересуются, нас слышат. Наши юристы присутствуют на разных межведомственных комиссиях, в подготовке важнейших документов. Прежде всего, это касается вопросов пиратства в Интернете. Не так просто убеждать, что Закон против пиратства необходим государству. Идет серьезная борьба между правообладателями и провайдерами. И до нашей победы еще надо пройти огромный путь согласований интересов. Но эта работа – тихая, не предполагает ярких площадных выступлений с криками «долой и доколе!». 

 

Вита Рамм: 

Раздвоение проходит и внутри Вас. Были продюсером, стали режиссером. 

 

Ренат Давлетьяров: 

Я могу вам назвать десятки имен, которые счастливо сочетают в себе не только продюсерское, режиссерское, но и актерское начало. Снимать кино как режиссер я стал по воле обстоятельств. Так сложилось, так случилось. Сегодня я не жалею об этом. Потому что иначе бы не снял фильм по повести Юрия Короткова «Однажды». Этого момента я ждал больше 15-ти лет. 

Не уверен, что буду снимать и дальше, но сценарии читаю. Предложения есть. 

 

P.S. О фильме «Однажды»

 

 

По окончании нашей беседы Ренат Давлетьяров показал мне свой новый фильм. 

Более подробно писать о нем наш портал будет к прокату (он еще не определен, так как не завершен монтажно-тонировочный период). Но уже сейчас можно сказать, что в России появится большая и яркая картина. Суровая и нежная одновременно, безжалостная ко времени (все происходит в 70-ые годы в провинциальном городке) и с любовью к людям. 

Кино о вечном – первой любви, первых утратах, созревании души. 

В творческой биографии Рената Давлетьярова – режиссера «Однажды» – третий фильм. И в нем молодой режиссер сделал резкий скачок в профессиональном мастерстве. 

Просмотр дополняло мое радостное удивление работой непрофессиональных артистов и актеров – профи. Среди участников массовых сцен не было пустых лиц «для числа». Радовали и необходимые внутрикадровые акценты, и грамотно заполненное все пространство экрана. Но кроме профессиональных достижений, фильм меня захватил своей исповедальной интонацией. 

«Однажды» - давлетьяровский «Амаркорд», и режиссер нисколько этого не стесняется. 

В нашем кино много разных фильмов, но искренних – меньше всего.

 

© proficinema.ru

 

Наверх