18 сентября 2012 года в рамках выставки Киноэкспо прошла очередная конференция Всероссийского форума "Кино России 2020", посвященная ключевым вопросам киноиндустрии. 

Участники обсудили проект "Дорожной карты" киноотрасли, выслушали Владимира Бортко и концепцию совета директоров Ленфильма. Но до некоторых проблем: законодательство в сфере кино, развитие государственных студий и поддержка кинозрителей, – очередь не дошла. 

Каждая конференция "Кино России 2020" посвящена обсуждению конкретной проблемы или ряду проблем, которые, как правило, решаются в ближайшее после ее проведения время. В этом состоит практический смысл конференций. Эдуард Пичугин сделал небольшой обзор предыдущих конференций, и какие проблемы были решены после их проведения. 

Управляющий партнер Romir Movie Research, секретарь Союза кинематографистов РФ Олег Иванов рассказал о работе над проектом «Дорожной карты» развития отечественной кинематографии, которую проводит Министерство культуры РФ. 

Что такое "Дорожная карта", как она выглядит и что в ней содержится? Как правило, создание таких документов начинается с анализа текущей ситуации. Потом разрабатываются стратегические инициативы или меры государственного регулирования и поддержки отечественной кинематографии, которые оцениваются с точки зрения возможности реализации и планируемого эффекта от их внедрения. 

На сегодняшний день никто, включая государство, не может ответить на вопрос, каковы цели поддержки кинематографии. На Совете по кино при Премьер-министре не прозвучало внятных целей, с которыми бы определились Министерство культуры и киносообщество. На сегодняшний день в киносообществе существует несколько подходов в формулировке этих целей, которые подчас диаметрально противоположны. 

Третья стадия разработки "Дорожной карты", к которой еще не приступали – ключевые показатели: повышение посещаемости кинотеатров и прозрачности отрасли, увеличение частных инвестиций, рост киносетей, легальная дистрибуция в Интернете, определенное количество отечественных фильмов-миллионников (с посещением не менее 1 млн. зрителей), определение необходимого количества фильмов-призеров международных фестивалей и т.д. 

Но пока не будет достигнуто согласия по ряду вопросов внутри киносообщества, они не будут решены на государственном и законодательном уровнях. «При обсуждении этого документа важно понимать, что киноиндустрия, как и многие другие отрасли, обязана быть готова к пониманию своих целей и к формированию целевых установок на государственном уровне, а киносообщество должно перебороть тенденцию «смотреть в разные стороны» и прийти к консенсусу», - резюмировал Иванов. 

По словам Иванова, сейчас существует лишь первоначальный проект – собраны мнения и предложения порядка 50 экспертов отрасли. «В первоначальном документе пока нет предложений самого Минкульта. Новое руководство ведомства максимально открыто для предложений кинематографистов», - подчеркнул он. По оценке Олега Иванова, на полноценную работу над «Дорожной картой» и формированием итогового документа потребуется еще, как минимум, три месяца. 

Владимир Бортко, заместитель председателя комитета по культуре Госдумы, сразу отмахнулся от "Дорожной карты" , потому что, по его мнению, "построение схем ни к чему не приведет". 

Вообще-то, Владимир Бортко должен был выступить с докладом о принятии нового закона о кино. Но эта тема для него, видимо,тоже не представила интереса. Гораздо привлекательнее оказался разговор о том, что все воруют. Продюсеры в процессе производства, кинотеатры, зарабатывающие на американском кино, утаивают выручку, и никто не заинтересован в изменениях. Кино, утверждает Бортко, без каких-либо специальных правительственных программ сегодня "существует при 100-процентной поддержке государства". Потому что никто больше денег на кинопроизводство не дает. Невыгодно: эти вложения никогда не вернутся, почти весь доход все равно уворуют кинотеатры. Бортко считает, что государство должно обеспечить кинопоказ фильмам, произведенным на его деньги. 

Вместо доклада зампредседателя думского комитета почему-то начал "вскрывать правду" и обличать кинотеатры, которые не только показывают 86% американского кино, но еще и до 50% выручки утаивают. И особенно этим грешат сети, которые принадлежат все тем же американцам. Его попытки как депутата Госдумы изменить законодательно в этом вопросе натыкались на "колоссальное сопротивление": "Это лишиться 1 миллиарда 250 миллионов долларов, – заметил депутат. – Убить могут!..." Владимир Бортко на полном серьезе считает себя опасным для мирового империализма, потому что открывает эти цифры. 

Развернулась дискуссия между Эдуардом Пичугиным и Владимиром Бортко по поводу воровства и отчетности кинотеатров. Эдуард попытался объяснить простые и общедоступные принципы кинотеатрального бизнеса, но господину Бортко это было не интересно, и он вскоре ушел, не дожидаясь конца мероприятия. Глава совета директоров "Ленфильма" Пичугин с сожалением заметил вслед режиссёру: "Взгляды коллеги существенно отличаются от того, что мы знаем про отрасль. Предстоит серьезная работа с нынешним составом комитета по культуре Госдумы. Будем пытаться решать с ними отраслевые проблемы". 

Ну что ж, остается только посочувствовать Эдуарду и задаться вопросом: как так получилось, что проблемы культуры в думском комитете нынешнего созыва оказались отданы на откуп людям, которые даже не стремятся вникать в нюансы отрасли, и уж тем более что-то делать, а не только сыпать популистскими лозунгами вроде «построим альтернативную кинотеатральную государственную сеть». 

Александр Котелевский озвучил детали концепции совета директоров «Ленфильма», которая была представлена 11 сентября 2012 года на общественных слушаниях. 

По материалам: ProfiCinema