Фестивальное движение России имеет долгую и богатую историю. Первый отечественный кинофестиваль — Московский международный — был учрежден в 1935 году и по сей день является одним из важнейших кинособытий в мире.

В 90-е годы кинофестивали стали альтернативой разрушившемуся советскому кинопрокату, фактически став единственной площадкой для контакта зрителя с новыми продуктами отечественного кинопроизводства.

В десятые годы XXI века кинофестивальное движение России переживало бурное развитие. Ежегодно появлялись новые кинофестивали, которые отличались друг от друга не только географией, но и специализацией. Так, в крупных городах на постоянной основе стали проводиться смотры кинематографий различных стран, нередко проводимые при поддержке посольств и культурных центров. Также учреждались фестивали, имеющие различные тематические специализации — начиная от военной, заканчивая социальной.

Руководители многих субъектов Российской Федерации также выступали с инициативами о проведении кинофестивалей в своих регионах. С одной стороны, такие события нередко давали возможность зрителям увидеть фильмы, не доходящие до регионального кинопроката, с другой стороны, региональные фестивали привлекали широкое внимание, формировали идентичность субъекта, способствовали приезду гостей и знаменитостей.

Всё это потребовало совершенства действующего законодательства. Так, в 2014 году впервые была установлена норма, дающая кинофестивалям право демонстрации фильмов без получения прокатного удостоверения. Однако активное развитие сферы потребовало дальнейших уточнений. Поэтому в 2018 году были внесены изменения в закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», которые задали четкие критерии понятию международного кинофестиваля и некоммерческого показа. С этого момента Министерство культуры РФ ежегодно формирует и утверждает перечень международных кинофестивалей, проводимых на территории Российской Федерации.

Фестивальный комитет с уважением относится к существующим законодательным нормам. Однако, будучи действующим членом Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF) — главной в мире организации, отвечающей за классификацию и аккредитацию кинофестивалей, — мы считаем важным приведение Российского законодательства в соответствие с международными нормами.

Фестивальный комитет Гильдии продюсеров России ставит перед собой следующие задачи:

  • дальнейшее совершенствование законодательной базы, регламентирующей проведение кинофестивалей в России;
  • содействие формированию четких и публичных критериев государственной поддержки проведения кинофестивалей;
  • консультация действующих организаторов кинофестивалей в части соответствия российскому законодательству, а также рекомендациям FIAPF;
  • отслеживание общемировых кинофествальных тенденций и формирование на их основании рекомендаций для российского фестивального движения.