4 июня 2013 года в ИТАР-ТАСС состоялась встреча правообладателей и мастеров культуры. На повестке дня стояли две актуальные для киносообщества темы: защита интеллектуальных прав в сети Интернет, куда входит оценка размера ущерба и принятие практических мер по предотвращению дальнейших нарушений авторского права; и принятие заявления творческого сообщества, направленного на дальнейшее внесение первоочередных изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (Гражданский кодекс РФ, КОАП РФ, иные) в целях прекращения нарушений авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет.

 

ЗАЯВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

 

Наш народ не может рассчитывать на сохранение своего культурного наследия, если творческие отрасли находятся на периферии общественной повестки.

 

Наше государство не может рассчитывать построить эффективную экономику, не обеспечивая эффективной защиты интеллектуальной собственности.

 

Наше общество не может быть носителем инноваций, если значение интеллектуального труда девальвировано.

 

К нашему глубочайшему сожалению, Интернет сегодня – подлинный рай для нарушителей права интеллектуальной собственности.

 

Многие интернет-ресурсы, ставя во главу угла максимизацию своей прибыли любой ценой, под надуманными предлогами не желают принимать меры по пресечению незаконного использования произведений в сети Интернет. Постоянный рост трафика, обусловленный нелегальным использованием фильмов, музыки, программ, книг лежит в основы привлекательности для рекламодателей и экономического процветания многих Интернет-ресурсов. Повышение из капитализации обусловлено фактической экспроприацией доходов творческих отраслей.

 

Наибольший урон экономической базе развития культуры и индустрии легального контента наносят определенные коммерсанты, паразитирующие на нелегальном обороте произведений и вовлекающие граждан в незаконную деятельность. Пиратство – это такой же бизнес, как кража персональных данных или средств с банковских счетов. Бенефициарами черного и серого Интернета зачастую становятся оффшоры, прячущиеся в чужих юрисдикциях.

 

На практике это оборачивается потерей тысяч рабочих мест и налогов в российскую казну, приводит к культурной деградации, разрушению общественной морали и массовой эрозии правосознания. Мы видим, как усыхают целые отрасли и профессии творческой деятельности, теряют перспективу образованные и созидательные люди, ставится под угрозу дальнейшее существование кинематографа, телевидения, музыки, программного обеспечения, книгоиздательства, соответствующих областей науки и образования.

 

Необходимо распространять механизмы правовой ответственности на пиратскую деятельность в Интернете, предусмотрев:

 

-ответственность тех информационных посредников и Интернет-сайтов, которые нарушают или создают условия для нарушений интеллектуальных прав со стороны третьих лиц;

 

-меры, стимулирующие информационных посредников и владельцев сайтов к внедрению практик и технических мер, способствующих реальной, а не фиктивной борьбе с Интернет-пиратством – включая их обязанность оперативно пресекать нарушения интеллектуальных прав вплоть до блокировки доступа к пиратским сайтам;

 

-наделение исполнительной власти необходимыми правовыми основаниями и инструментарием для эффективного пресечения деятельности всех, кто стоит за нарушением прав интеллектуальной собственности в Интернете.

 

 

Представляя интересы индустрий, основанных на творческом начале, мы высоко оцениваем роль многих профессионалов, развивающих легальных российский сегмент Интернета. Уже сегодня в нашей стране осуществляются многомиллионные инвестиции в развитие рынка творческого контента, внедряются новые технологии, создаются новые проекты его монетизации. Совместно с ответственным интернет-бизнесом мы продолжим и дальше активно развивать широчайшие возможности, заложенные в Сети, вкладывая ресурсы в новые идеи, а также выявляя и распространяя новые бизнес-модели.

 

Интернет может и должен стать катализатором устойчивого долгосрочного роста российской экономики, основанного на честной конкуренции. Интернет-среда, оставаясь процветающим бизнесом, должна стать местом добросовестного обмена безопасной информацией и творческих произведений, содействуя повышению культурного, образовательного и нравственного уровня наших сограждан.

 

Мы приветствуем проявленную Президентом Российской Федерации политическую волю решить проблему пиратства самым серьезным образом.

 

Для формирования законодательной базы, позволяющей не только противодействовать, но и предупреждать массовые нарушения интеллектуальных прав в Интернете, необходимо срочное принятие пакета первоочередных законодательных мер. Эти меры должны обеспечить правовую определенность, отсутствие коллизий норм различных актов и баланс интересов.

 

Мы обращаемся к нашим законодателям, палатам Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации принять в самое ближайшее время необходимое законодательное решение, основанное на таких принципах.

 

ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЯХ, ВКЛЮЧАЯ "ИНТЕРНЕТ".


В целях создания правовых условий для легального использования объектов интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях необходимо срочное принятие следующего пакета первоочередных законодательных мер:

 

1. Внести в Гражданский кодекс Российской Федерации специальные положения об особенностях ответственности информационных посредников и владельцев сайтов за нарушения интеллектуальных прав, а также положения о возможности принятия обеспечительных мер в отношении указанных лиц;

 

2. Принять специальный федеральный закон, предусматривающий:

 

а) внесудебный механизм прекращения доступа к незаконному  контенту, а также блокировки доступа к нарушающим сайтам (включая торренты) - по аналогии с законодательством о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

 

b) порядок оперативного прекращение нарушений интеллектуальных прав информационными посредниками и сайтами по требованию заинтересованных лиц и           уполномоченных органов;

 

с) обязанность поисковых ресурсов принимать меры по ограничению индексации нарушающих сайтов.

 

3. Внести специальные положения в:

 

а) в Кодекс Российской Федерации об административных  нарушениях - об ответственности информационных посредников и владельцев сайтов за непринятие мер по прекращению незаконного использования объектов интеллектуальных прав;

 

b) в статью 146 Уголовного кодекса Российской Федерации – об ответственности за незаконную запись фильмов при их демонстрации в кинотеатрах