На встрече со зрителями в библиотеке Алвара Аалто режиссер «Прогулки» рассказал о том, как нашел Ирину Пегову, за что любит театр, а также вспомнил, как не прошел собеседование у легендарного оператора Анатолия Головни.

Об истории создания «Прогулки»

Для режиссера любой фильм – самый любимый, но «Прогулка» – особая история. Мы с Дуней Смирновой закончили фильм «Дневник его жены» и стали думать, что делать дальше. Мы наговаривали что-то, и она произнесла фразу: «Трое идут по Питеру полтора часа в реальном времени». Меня это схватило. Я сразу выбрал Евгения Цыганова и Павла Баршака, мы утвердили хорошую актрису, уже началась подготовка, но я попал на спектакль «Фро» в мастерской Фоменко и увидел там Иру Пегову, она меня сразила. Я поменял исполнительницу главной роли, привел Иру, мне группа говорила, что я ошибся с ней. Поразительно, что через три дня все ее приняли, она заразила всех своей естественностью. Я люблю театр за то, что там можно смотреть на молодых актеров. Евгения Гришковца я тоже на спектакле увидел. Он не играл, а был самим собой. У меня есть особенность: я стремлюсь к тому, чтобы актер в жизни напоминал героя. Не всегда так получается, но я обращаю на это внимание. Есть актеры и актрисы, которым нужно рассказать и показать. Я не сторонник этого. Я люблю говорить о том, чем отличается кино от театра: даже выпустив премьеру, в театре можно исправлять что-то, а у нас съемочный день дорогой, актеры, которых не собрать – у тебя есть один день, и ты должен его сделать гениально. Всегда надо достигать наивысшего результата. Актер мыслит одной сценой, а режиссер выстраивает судьбу героя на протяжении всей картины. «Прогулку» мы снимали в августе, и у нас была сцена под дождем. Дождя все не было и не было, так что мы вызвали пожарные машины. Начали снимать, все мокрые, несколько дублей, а от Иры ноль реакции. И вот она мне сказала: «Мало воды». Я сначала хотел ответить ей пару нехороших слов, но сдержал себя, повернулся к группе и попросил еще две поливальные машины. Их привезли, и мы с первого раза все сняли.

О съемках самой масштабной своей картины «Край»

Это огромная часть жизни. Были сложные съемки, мы нашли под Питером бетонный завод, построили декорации поселка и творили там что хотели. Володя Машков, который играл главную роль, – уникальный человек. Он целый год провел с нами, не снимался больше нигде. Паровоз он водил сам, его учили этому два месяца, а еще ходил повсюду в гимнастерке. Ему веришь от начала до конца. Он всегда выкладывается до предела.

О том, как попал в кино и влиянии отца, режиссера Ефима Учителя

Отец говорил мне, что не надо идти на режиссуру, лучше пойти на оператора. Я пошел, с первого раза не поступил – легендарный оператор Анатолий Головня на собеседовании сказал мне: «Деточка, послужи в армии, а потом приходи». Для моей мамы то, что я не поступил, было трагедией, но все к лучшему. Я пошел на студию, поработал там ассистентом оператора, получил колоссальную школу. И потом пришел во ВГИК опытным. Мне было легче учиться.

О планах

Сейчас занимаюсь проектом о Шостаковиче. Это притча. Жизнь его была поразительна. Это гений, который всего боялся, но когда он выражал что-то в музыке, то это было потрясающе.

О премьере «Прогулки» в Выборге

С «Прогулкой» и Выборгом у меня особая история. Был «Кинотавр», меня уговаривали отправить картину туда, но потом Никита Сергеевич Михалков пригласил нас на ММКФ. Мы с ним на «Мосфильме» посмотрели картину, и он сказал: «Это не ты снял, а какой-то молодой человек». Он был в восторге и не хотел ее никому отдавать. Ее поставили на открытие, и в конкурс – это запутывало. Мы не получили ничего. Дальше – спасибо Выборгу, что позвали нас. Говорили, что этот фильм – не международный, но он выиграл очень много фестивалей. Также был вариант сделать десять прогулок по городам мира, у нас хотели купить права – но не случилось. Мне недавно предложили снять продолжение, 20 лет спустя, но я отказался. Лучше сохранить то что есть.

Фото: Геннадий Авраменко