29 июня в Союзе кинематографистов состоялся круглый стол "О развитии национального кинематографа". В нем приняли участие министр культура Владимир Мединский, его заместитель Иван Демидов, курирующий кинематограф, исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков, Президент Гильдии продюсеров Ренат Давлетьяров, глава "Каро Премьер" А. Рязанцев и другие влиятельные игроки киноиндустрии.

По мнению Толстикова, нет поводов для упадничества: "индустриальный, творческий и бизнес-уровень" у российского кино нормальный - по крайней мере, не такой, чтобы "посыпать голову пеплом". Индустрия, по словам чиновника, вполне восстановилась после периода 90х, а модель господдержки стала "сильным катализатором" для кинематографической дискуссии: все основные проблемы уже выявлены, на данном этапе главное - расставить приоритеты.

ПРОБЛЕМЫ ИНДУСТРИИ по мнению С. Толстикова:

  • Нужна внятная четкая госполитика в области кино.
  • Необходимо определить стратегию развития национального кинематографа: проработать картину и системно поставить задачи.
  • Выработка методологии бюджетирования: какие средства и на какие направления мы должны направлять
  • Экспертиза. Если мы развиваем какую-то область, требуется авторитетная оценка.
  • Повышение эффективности доставки. Для этого, по мнению Толстикова, нужен сильный консолидированный прокатчик российского кино, который будет работать с ним так же эффективно, как крупные компании и мейджоры - с американским.

Давлетьяров тоже заступился за кинотеатры: по крайней мере, в вопросе НДС - именно эта мера, по мнению продюсера, позволила построить за последние годы то количество кинотеатров, без которых сегодняшний разговор о киноиндустрии не состоялся бы. Тем не менее, Давлетьяров считает, что государство уже вполне может переходить к мягким мерам "стимулирующим производство российского кино и ограничивающим показ американского". Давлетьяров указал на то, что кинематографическое сообщество "радикально разрознено в своих амбициях и интересах", поэтому любое собрание кинематографистов превращается в суммирование огромного количества проблем "вплоть до молекулярного уровня", а говорить надо о вопросах, в которых заинтересовано все участники киноидустрии.

ПРОБЛЕМЫ: Поправки в Гражданский кодекс касательно защиты интеллектуальной собственности. "Речь о том, чтобы попытаться заглянуть в завтрашний день. В этом завтрашнем дне кинематограф закончится, потому что вирус интернет-пиратства и абсолютное изменение качества показа, которое происходит на ваших с нами глазах, к сожалению, при отсутствии любых шагов, ограничительного характера со стороны государства. Не во власти киносообщества решать эти вопросы. Это вопросы государственного устройства и соблюдения неких законов. Мы можем констатировать, заглянув в недавнее прошлое, как всей страной мы проиграли войну с видеопиратами, подорвали рынок, начинает обваливаться сейчас телевидение."

ЕАИС. 66% кинотеатров "прикинувшись валенком, рассказывают, что они не могут купить компьютер". По мнению Давлетьярова, в отношении ЕАИС государство должно вести себя жестче

Международное развитие. Давлетьяров считает, что требуется сформировать госполитику в отношении стран СНГ - в частности, Казахстана и Украины. В плане международного развития эти два рынка должны быть в приоритете, поскольку здесь у России есть "мощная преференция русского языка".

Рязанцев обратил внимание присутствующих на то, что в неудачах российского кино нельзя винить только кинотеатры: МАТЧ, БЕЛЫЙ ТИГР и ШПИОН получили широкую кинотеатральную поддержку, а зритель на них все равно не пришел. Тем не менее, Рязанцев настроен оптимистично: он указал на то, что безрадостная статистика о скудной доле сборов российского кино относится к 2011 году, тогда как в первом квартале 2012 года доля российское кино составила 36% по посещениям и 30% по кассе. 

ПРОБЛЕМЫ:

 

  • Внедрение ЕАИС и справедливой киноотчетности.   
  • Пиратство.   
  • VPF. Правда, по словам Рязанцева, уже третий год его платят практически все студии-мейджоры, находящиеся в России.
  • НДС. Рязанцев считает, что в этом плане уже можно что-то начинать, хотя при 3 тысячах экранов на 144 миллиона населения это может быть преждевременно.