О влиянии современных фильмов на сознание людей и о том, как сохранить память о подвиге поколения победителей с помощью киноискусства, говорили на круглом столе в ОП РФ 20 мая.
«Развитие современного российского кинематографа посредством создания героико-исторических фильмов: проблемы и перспективы развития» — так назывался круглый стол с участием общественников, кинематографистов и кинокритиков.
«Если в фильме заложены такие смыслы, которые могут вызвать взрывную общественную реакцию, то, наверное, стоит подумать о том, стоит ли выпускать такой фильм в широкий прокат. Наверное, это должно как-то регулироваться. И сейчас есть такой инструмент — это прокатное удостоверение», — отметил зампредседателя Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Денис Кирис.
К участникам круглого стола обратился глава ОП РФ Валерий Фадеев: «Первая наша задача — способствовать здоровой общественной атмосфере, чтобы можно было высказываться обо всем откровенно, но чтобы это не мешало, а помогало двигаться вперед. А вторая задача — практическая помощь. Мы активно взаимодействуем с Министерством культуры, с Владимиром Мединским, поэтому, если есть практические предложения, мы готовы подключать свои ресурсы».
Член Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры Павел Пожигайло сказал: «Мы почему-то стесняемся говорить о госзаказе. Но это нормальная ситуация, когда государство что-то формулирует».
«Мы бодаемся с разработчиками нового закона о культуре, который убирает все регламентирующие функции у государства. Прокатному удостоверению мы тогда тоже скажем до свидания, если закон будет принят», — сказал он, добавив, что если не будет никаких инструментов, регулирующих отрасль, то «там начнется куча экспериментов на религиозные, исторические и другие конфликтогенные темы».
«Главное — отделять зерна от плевел», — сказал на это первый зампредседателя Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры режиссер Владимир Хотиненко, пояснив, что важно понимать, на какие средства снят фильм — на государственные или нет.
«Абсурдная ситуация — это когда государство дает деньги кинематографистам, которые снимают на них антигосударственное кино», — заявил Хотиненко.
Он также высказался в поддержку госзаказа, отметив, что многие считают фильмы, снятые по госзаказу, низкопробными, но это ложный стереотип.
«Главное — отобрать достойный сценарий, отобрать достойный проект, а не давать деньги просто за идею. Сейчас, к сожалению, так и происходит: все поняли, что на патриотическое кино дают деньги, и все лезут в эту открытую калитку и снимают низкохудожественные картины», — сказал Хотиненко.
Выход из этой ситуации предложил продюсер кинокомпании «Красная стрела» Вадим Горяинов. По его словам, нужно создать отдельный фонд кино, который будет финансировать успешные проекты и выделять средства на военно-историческое кино.
«На базе чего его нужно сделать — это нужно обсуждать. Но практически это и будет госзаказ. Только фонд будет поддерживать не всех подряд, а только тех, кто уже успешно снял какое-то кино», — сказал он.
С критикой некоторых современных фильмов выступил первый заместитель Секретаря ОП РФ Герой России Вячеслав Бочаров: «А критерий успеха — это сколько денег вы собрали? Но, например, “9 рота” собрала много денег, но это же полная ерунда — говорю как человек, воевавший в Афганистане . А сериал “Жуков”? Если бы я был совсем молодым человеком и не знал, кто такой Георгий Жуков, после просмотра этой картины я бы спросил: почему этот мародер стоит на коне у нас на Красной площади?»
По мнению Дениса Кириса, военные фильмы нельзя снимать без участия экспертов — военных консультантов.
«Потому что мы все знаем, чем заканчивается переписывание истории», — добавил он.
Владимир Хотиненко отметил, что если речь идет о художественном произведении, то не все так просто, и режиссер может не захотеть во всем слушаться консультантов.
«Опять же, главный вопрос — на государственные деньги или на негосударственные снимается фильм», — еще раз подчеркнул он.
Источник: Общественная Палата РФ