В программе «Выборгский счет» – триумфаторы «Кинотавра», «Амурской осени» и «Горький fest’а».
«Выборгский счет» – основополагающая программа кинофестиваля «Окно в Европу». Ее название подчеркивает тесную связь ежегодного смотра с местом его проведения, Выборгом. Традиционно в программе представлены картины – победители отечественных фестивалей, которые сравниваются с фильмами игровых фестивальных секций «Окна в Европу», включая конкурс. Свой голос за понравившуюся картину могут отдать как профессиональные кинематографисты, так и обычные зрители, единственное условие – сделать это нужно сразу после просмотра. Проголосовать можно и в приложении, причем сжульничать не получится – привязка к геолокации позволяет выразить волю лишь тем, кто находился в кинозале во время показа.
В этом году зрителям предстоит выбирать из 19 картин, которые будут показаны в разных секциях «Окна в Европу», три из этих фильмов – триумфаторы других фестивалей. Это призер «Кинотавра» – картина «Подельники» Евгения Григорьева, лауреат нескольких номинаций на недавнем фестивале «Горький fest» фильм «По-мужски» Максима Кулагина и обладатель гран-при «Амурской осени» – работа Натальи Назаровой «Райцентр». «Выборгский счет» можно назвать проверкой зрительского потенциала отечественного кинематографа, что особенно важно и нужно во времена, когда именно наше кино занимает львиную долю проката.
Первая картина из этой программы – «Подельники», причудливое сочетание интригующего триллера и суровых сибирских нравов. Одна из лучших ролей Павла Деревянко, за которую он был отмечен призом «Кинотавра».
Евгений Григорьев подчеркивает примирительный характер своей работы:
«Моя картина – о том, чего нам всем не хватает, – об умении прощать. Даже, когда это кажется невозможным. В картине сталкиваются мировоззрения разных людей, как это бывает в жизни. Эта драма о справедливости, которую мы ищем с начала времен. И несмотря на всю суровость истории, фильм сделан с любовью ко всем нам».
Картина «По-мужски» – первая драматическая роль многоликого интернет-феномена Антона Лапенко. История, которая может произойти с каждым, размышление о зыбких границах маскулинности.
Ее автор Максим Кулагин, прославившийся короткометражками «Угонщик» и «Холодильник», подмечает житейский характер своего дебютного фильма:
«Наша картина показывает, что значит быть мужчиной, с необычного ракурса, и тем самым задевает как мужскую половину, так и женскую. Для мужчин этот фильм – честный разговор с собой о том, что въелось в общечеловеческий код: представления о том, каким должен быть мужчина, как он должен выглядеть, решать вопросы. В размышлениях на эту тему герой Лапенко открывает в себе то, о чем и не догадывался. А для женщин фильм – способ лучше узнать мужчин, понять, что они чувствуют в той или иной ситуации. В этой картине затрагиваются общечеловеческие вопросы: кто мы, какой груз ответственности несем, какие обязательства давят на нас. На мой взгляд, она обладает широким воздействием на зрителя, потому что это касается каждого».
Последний в списке «Выборгского счета» – «Райцентр», новая попытка придать российскому югу уникальное лицо. Сочетание бережной, а порой ностальгической интонации с жестокой действительностью, с которой сталкиваются обычные люди на границе с Казахстаном, в Оренбургских степях.
Режиссер Наталья Назарова говорит об общечеловеческом характере картины:
«В основе сюжета лежат верность и измена. Катастрофа в семье – универсальная вещь. Все герои фильма в разной степени испытали эту катастрофу и ее последствия на себе. При этом южный антураж позволяет посмотреть на это под комедийным углом – такое было бы сложнее сделать, если бы история происходила на Севере».
«Выборгский счет» – выражение абсолютной демократии без посредников. Времена, фильмы, зрители – многое меняется, но одна из главных традиций фестиваля «Окно в Европу» остается прежней.