Актер, сыгравший в конкурсном фильме Руслана Братова «Экспресс», рассказывает о попытках выйти за рамки своего амплуа и работе без сна.
– Интересно узнать про ваши творческие взаимоотношения с режиссером картины Русланом Братовым. Короткометражка «Лалай-Балалай» – его дебют, вы и другие популярные актеры приняли в ней участие, хотя могли бы отказаться от работы с молодым автором. Как ему удалось вас заманить?
Тут все просто: мы с Русланом были знакомы и довольно давно. Мы дружим с 2014 года – тогда он пришел к нам во МХАТ как актер, чтобы сыграть в постановке Саши Молочникова, своего однокурсника по ГИТИСу. Помимо того, что Руслан режиссер, он еще и замечательный актер. Руслана и его супругу Соню Райзман пригласили сначала на одну постановку, а затем они перебрались в труппу. Так что, можно сказать, в фильме я оказался по блату. Так же, как и Женя Сытый, который во МХАТ пришел на тот же спектакль Молочникова. Эта постановка объединила нас троих: Сытого, Братова и меня. Я – лицо, приближенное к автору, я наблюдал и «Лалай-Балалай», и «Экспресс» от замысла до реализации. Руслан – дотошный и подготовленный человек, в нем смесь кавказского темперамента и мудрости. Он выбрал непростой материал для дебюта, но ему не так интересно делать что-то простое.
– На экране вы кажетесь воплощением современного маленького человека, и в этом плане в «Экспрессе» это выкручено до максимума, там вы – чистая иллюстрация этого типажа. На ваш взгляд, есть ли у вас какой-то определенный устоявшийся образ?
У меня нет такого персонажа в кармане, с которым я хожу везде. Все – случайности и продюсерские взгляды. Они видят определенные работы и эксплуатируют образ. Надо этому всячески сопротивляться, ведь всегда кажется, что твоя амплитуда гораздо больше. Даже, если сравнивать героев «Лалай-Балалай» и «Экспресса», то они очень разные. Вообще в «Экспрессе» я должен был играть другую роль, но сценарий очень сильно поменялся. Я знаю два варианта сценария, которые практически противоположны друг другу. Два года назад я читал совершенно другой вариант. Мою роль придумал и должен был играть Евгений Сытый, к сожалению, покинувший этот мир. Это большая утрата лично для нас. Фильм – посвящение ему. Так что мне эта роль досталась эстафетой.
– Вы говорили про актерскую амплитуду. На кого из актеров вы ориентировались, может быть, даже когда смотрели кино как обычный зритель?
Таких задач я себе не ставил. У меня насыщенная театральная судьба, я 15 лет играю во МХАТе с очень интересными и мощными актерами современности, в кино я тоже работаю с разными режиссерами и актерами, поэтому происходит просто накопление опыта. В молодости ты можешь подумать: «О, Гари Олдман!» и пытаться быть, как Гари Олдман, но это редко благополучное и благоприятное занятие. Самое интересное – найти себя, свой звук, интонацию. У многих актеров она так вырабатывается: Гари Олдман смотрел на Марлона Брандо, Джека Николсона и так далее – это такая карусель.
– «Экспресс» снимали на Кавказе, в Черкесске. Как это происходило?
Для Руслана это родные места. Он очень подготовлен и любит снимать про то, что знает. Как художники-передвижники, которые честно и правдиво отображали окружающую реальность. Я был в Черкесске всего месяц, и это были очень насыщенные съемки – я параллельно снимался еще где-то и спал по часу. В «Экспрессе» у меня такой персонаж, что отсутствие сна мне не мешало. Этот герой не очень похож на то, что я делал прежде, он не милиционер и не чиновник. И Руслан, зная, что я могу сыграть не только их, предложил мне роль. В картине много непрофессиональных актеров, местных жителей, самородков – Руслан сумел показать их всех органично. Многие из них могли не играть, но они не изображали в картине себя самих. У каждого из них была определенная ипостась.
– В фильме все показано очень натурально: ставки, обитатели букмекерских контор. Насколько сам Руслан погрузился в тему?
Это действительно особая субкультура, срез общества людей, которые туда ходят. У нас раньше были казино, их запретили. У меня подруга работала в этой области, и она называла посетителей этих мест пациентами. Это действительно так. Руслан, по-моему, в это не был сильно погружен, хотя изучал тему. Все-таки это художественное кино, но оно абсолютно достоверно. Это вообще стиль Руслана – когда все конкретно, но очень символично, на съемках это чувствовалось.
Беседовал Никита Третьяк
Фото: Геннадий Авраменко