Указ Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности» (в ред. указа № 96-УМ), далее по тексту – «Указ № 68-УМ», возлагает на работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, обязанность обеспечить с 5 октября 2020 г. по 28 октября 2020 г. включительно перевод работников и исполнителей по гражданско-правовым договорам на дистанционный режим работы:
- не менее 30 процентов работников;
- всех работников из числа граждан старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, перечень которых определен Департаментом здравоохранения города Москвы, за исключением граждан, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения функционирования организаций, индивидуальных предпринимателей.
Как следует из формулировок Указа № 68-УМ требование по переводу определенного процента работающих на дистанционный режим распространяется не только на штатных работников, но и на всех лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. Отсюда следует, поскольку не оговорено иное, что данное требование формально должно применяться и к киносъемочной деятельности организации.
Что касается граждан старше 65 лет и граждан, имеющих определённые заболевания, то вопрос о возможности перевода на дистанционный режим работы поставлен Указ № 68-УМ в зависимость от того, насколько критически важным является фактическое присутствие такого лица на рабочем месте для обеспечения функционирования организации. Здесь налицо оценочный критерий, поэтому представляется, что решение вопроса о переводе на дистанционный режим работы лиц указанных категорий относится на усмотрение работодателя. При этом представляется, что работодатель должен быть готов обосновать своё решение о сохранении за работником очного режима работы (как минимум, по моему мнению, это должно быть отражено в приказе о переводе определённых работников на дистанционный режим).
Указом №97-УМ изменен состав, сроки и порядок представления сведений о работниках, подлежащих и не подлежащих переводу на дистанционный режим работы (нова редакция Приложения №4 к Указу 12-УМ). Дополнительно должны представляться следующие сведения о работниках на дистанционном режиме работы: номер мобильного телефона, государственный регистрационный номер автомобиля, номера социальных карт москвича, электронных карт «Тройка», «Стрелка» и других проездных билетов. Представление сведений по форме Приложения № 4 теперь должно осуществляться еженедельно, начиная с 12 октября 2020 года, через личный кабинет юридического лица (индивидуального предпринимателя) на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы. По всей видимости, таким образом, будет формироваться база данных для выдачи рабочих цифровых пропусков.
Указом №97-УМ пункт 11.4 Указа №68-УМ дополнен положением о привлечении к административной ответственности работодателей за нарушение требований пункта 11 Указа № 68-УМ, в том числе за неисполнение требований по переводу на дистанционный режим работы, непредставление сведений о работниках или представление недостоверных сведений.
По вопросу о том, что члены съемочной группы не предоставляют сведений о своих заболеваниях, поскольку это конфиденциальная информация, следует обратить внимание на следующее. Согласно п. 8.3 Указа продолжают действовать ограничения, установленные в отношении соблюдения работодателями требований по обеспечению измерения температуры тела работников, проведения исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также иных требований (курсив - ФТМ), установленных приложением 6 к указу Мэра Москвы N 12-УМ. В соответствии с данным приложением работники обязаны сообщать работодателю о поименованных в нём заболеваниях, а работодатели, в свою очередь, – не допускать на рабочие места и (или) территорию работодателя работников с такими заболеваниями. Поэтому, при наличии у кинокомпании дополнительных соглашений к договорам или иных документов, в которых член съемочной группы гарантирует отсутствие у него соответствующих заболеваний и обязуется сообщать об их появлении (как я понимаю, все кинокомпании получили подобные документы от участников съемок после их возобновления), ответственность за неисполнение обязанности по переводу на дистанционный режим при фактическом наличии заболевания кинокомпания нести не должна.
Требование по переводу на дистанционный режим работы, согласно Указу, не распространяется только на перечисленные в нём организации, к числу которых организации кинематографии не относятся.
Учитывая, что компетенция Мэра Москвы по введению ограничительных мер основана на положениях Указа Президента РФ от 11.05.2020 N 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», ограничительные меры не должны распространяться также на поименованные в Указе Президента организации, включая непрерывно действующие организации. Как следует из п. 4 Рекомендаций работникам и работодателям в связи с Указом Президента РФ от 25.03.2020 N 206 (Письмо Минтруда России от 26.03.2020 N 14-4/10/П-2696) непрерывно действующими организациями являются организации, в которых невозможна приостановка деятельности по производственно-техническим условиям.
Можно ли отнести организации, осуществляющие киносъёмочную деятельность, к непрерывно действующим организациям – вопрос дискуссионный. Чтобы снять дискуссию представляется необходимым получение соответствующего разъяснения от Роспотребнадзора или Минтруда. До этого момента кинокомпания будет действовать на свой страх и риск. В том случае, если кинокомпания продолжит деятельность, мотивируя это своим статусом непрерывно действующей организации, ей потребуется собрать доказательства, подтверждающие данный статус.
В ходе киносъемочной деятельности кинокомпания продолжает соблюдать имеющиеся рекомендации Роспотребнадзора, а также обязанности, предусмотренные Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ (ред. от 25.09.2020) «О введении режима повышенной готовности».