За период с 1 января 2022 года по 8 января 2023 года в отечественный кинопрокат вышли 237 российских релизов, в том числе копродукция РФ с другими странами. Совместными усилиями они собрали 13 млрд 460 млн руб, но при этом только на их производство было израсходовано 19 млрд 140 млн руб. Таким образом, после вычета доли кинопоказчиков (6 млрд 630 млн руб), убытки нашей киноиндустрии составили 12 млрд 410 млн руб. НО…

 

К счастью для кинотеатров, комедия «Чебурашка» 2022 года продолжает работать в первые дни нового, 2023 года и лихо покрывает убытки индустрии за прошедший год. Если фильм Д. Дьяченко доберётся до 3 млрд 548 млн руб, то он с остальными релизами 2022 года, ещё работающими в 2023 году в прокате, покроет убытки индустрии до суммы менее 12 млрд руб. Именно такие были убытки от театрального показа российского кино в Год российского кино в 2017 году. В 2021 году убытки составили «всего-то» 8.5 млрд руб.

 

Казалось бы, благодаря «Чебурашке» кинотеатры вылезли из финансовой пропасти «несмотрения» российского кино, которое «организовали» наши киночиновники и продюсеры, не сумевшие импортозаместить «бойкот студийного Голливуда» (DeadLine.com), но катастрофический провал первого отечественного релиза 2023 года, отличного и лучшего, на мой взгляд, за всю его карьеру фильма Григория Константинопольского «Клипмейкеры», снова навевает на меня (и на кинопоказ?) одни только грустные мысли. 200-млн картина с рекламой лишь 10 млн руб (!) принесла только 14 млн руб за 8 дней. И вот ради этого МК РФ «сдвинул» боевик «Операция «Фортуна», который точно бы заработал более 1 млрд руб, если бы вышел 5 января? Ну он своё наверстает с 12 января, это всем понятно, но тогда снова в полном провале и без маркетинга окажется наш мультфильм «Умка в кино», о выходе которого в кинотеатрах ЗРИТЕЛЬ снова ничего не знает. Как не было рекламы на российские релизы, так их и нет и не будет. Откуда же тогда возьмутся сборы?

 

То есть снова в 2023 году, как и в прошедшем, российское кино НЕ БУДЕТ бороться за зрителя, потому что 36 млрд руб снова ушли… на его производство в 2023-25 гг. И средства на его маркетинг будут выделяться тогда, когда это РЕШИТ Ольга Борисовна. А я-то, дурак, думал, что ленты с бюджетом от 100 млн руб и более должны же как-то рекламироваться. И чтобы о них узнала потенциальная аудитория, которая пока ещё (?) ходит в кинотеатры не только в новогоднее время.

 

Вот поэтому кинопоказ и вся индустрия имели в 2022 году лишь 14 прибыльных российских фильмов и 11 кассовых хитов. И только 14 релизов из 237 вышедших в прокат посмотрели в кинотеатрах более 1 млн зрителей. Не мала ли это цифра для нашей киноиндустрии, на которую только в прошедшем году Правительство РФ выделило 17 млрд руб? А вот о деньгах на маркетинг я ничего не слышал.

 

Сергей Лавров