28 мая, завершился 75 Каннский международный кинофестиваль. Золотая пальмовая ветвь юбилейных Канн досталась «Треугольнику печали» Рубена Эстлунда, а сам режиссер в итоге оказался в неофициальном клубе двукратных обладателей «пальмы.» Но в этом году итоги фестиваля как никогда связаны не только и не столько с конкурсными фильмами и финальным распределением наград.
Список победителей
Золотая пальмовая ветвь - «Треугольник печали», Рубен Эстлунд
Гран-при - «Close», Лукас Донт/«Звезды в полдень», Клэр Дени
Лучший актер — Сон Кан-хо («Посредник», Хирокадзу Корээда)
Лучшая актриса — Зара Амир Эбрахими («Священный паук», Али Аббаси)
Приз жюри - «Иа» Ежи Сколимовский/ «Восемь гор» Шарлотта Вандермерс и Феликс ван Грунинген
Лучший режиссер — Пак Чхан-ук («Решение уйти»)
Лучший сценарий — Тарик Салех («Мальчик с небес»)
Специальный приз юбилейного 75 Каннского международного кинофестиваля - «Тори и Локита» Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
Золотая камера за лучший дебют:
«War Pony», Райли Кио и Джина Гаммель
«План 75», Тиэ Хаякава (специальное упоминание)
Золотая пальмовая ветвь, короткий метр:
«Плеск воды», Чен Джианинг
«Лори», Абинаш Бикрам Шах (специальное упоминание)
Призы Международной федерации кинопрессы FIPRESCI:
«Братья Лейлы», Саид Рустаи (Основной конкурс)
«Синий кафтан» Марьям Тузани (Особый взгляд)
Кино. Новые имена
Каждый фестиваль стремится открывать новые имена и территории. В основном конкурсе нынешних Канн было два имени, сравнительно недавно прозвучавших впервые именно тут. Режиссерский дебют датского иранца Али Аббаси состоялся в 2016 году на Берлинале, но прошел более или менее незамеченным. А вот спустя два года его второй фильм «На границе миров» оказался в каннском конкурсе Особый взгляд и стал бомбой, сначала выиграв эту программу, а затем получив номинации на премию Европейской киноакадемии, Сатурн и Оскар. В 2022 году его «Священный паук» уже попал в основной конкурс, стал хитом не только у прессы после первых же показов, но и на кинорынке (об этом — ниже). В следующем году Аббаси будет работать над проектом The Last of Us (сериал, адаптация одноименной игры, важный проект сезона).
Если Аббаси может считаться открытием Канн с небольшой натяжкой, то бельгиец Лукас Донт безусловно дитя Канн. Его полнометражный дебют «Девочка» показали в Особом взгляде Канн в том же 2018 году. Донт выиграл Золотую камеру фестиваля за лучший дебют. Фильм получил еще три важные награды — награду за мужскую роль, приз FIPRESCI и квир-пальму. А потом еще и номинации на Золотой глобус и на премию Европейской киноакадемии. В этом году Донт (как и Аббаси) с новым фильмом «Close» оказался уже в основном конкурсе. Что из этого вышло — мы увидели. Оба оказались в списке каннских призеров.
Еще более подробно на сайте proficinema.ru