После рекордных результатов апрельского онлайн релиза «Тролли. Мировой тур» в Северной Америке, все больше аналитиков сходится во мнении что после отмены коронавирусных ограничений и восстановления традиционного кинопоказа прокатные окна будут значительно сокращаться, а часть релизов и вовсе может выходить только онлайн.

О возможном сокращении прокатных окон говорили еще более 20 лет назад, когда речь шла о более раннем выпуске релизов на DVD и Blu-ray. Кинопоказчики всякий раз встречали подобные намерения студий в штыки, не без оснований полагая, что это негативным образом скажется на выручке. 

В середине марта глава NBCUniversal Джефф Шелл объявил об одновременном выпуске анимационного фильма «Тролли. Мировой тур» в прокат и на онлайн платформах, в формате PVOD (Premium Video on demand).  

«Тролли. Мировой тур» может стать первым студийным релизом, окупившимся исключительно за счет онлайн показов. Это, без преувеличения, революционное событие. Совсем недавно окупить проект только за счет онлайн-продаж было невозможно. По этой причине производители практически всегда шли навстречу кинопоказчикам в их требованиях, касающихся разведения онлайн и офлайн релизов. Успешный для студии опыт с онлайн прокатом фильма «Тролли. Мировой тур» значительно ослабляет зависимость студий от кинотеатрального лобби.

Студии заинтересованы в сокращении прокатных окон, а в некоторых случаях и вовсе готовы отказаться от кинотеатрального показа по целому ряду причин. Во-первых, отчисления интернет-площадок от продаж значительно выше, чем традиционная схема распределения выручки в кинопоказе. Во-вторых, ранний цифровой релиз значительно сокращает потери от пиратства, а они достаточно существенны – по некоторым оценкам голливудские студии из-за нелегального использования контента теряют несколько миллиардов долларов в год. В-третьих, интернет-площадки не имеют столь жестких ограничений по хронометражу, возрастным ограничениям, форматам.

После успешного опыта онлайн-релиза Джефф Шелл заявил, что студия и в дальнейшем будет продолжать практику одновременного выпуска фильмов как в традиционных кинотеатрах, так и онлайн и не исключает, для части релизов полный отказ от традиционного проката. Эти высказывания привели в ярость кинопоказчиков в США и сразу несколько сетей объявили об отказе выпуска будущих картин студии Universal в своих кинотеатрах.

В России свой путь.

Пока возможность окупиться в онлайне появилась только у релизов крупных голливудских студий и независимых западных продюсеров, производящих недорогие проекты на английском языке.

Российский рынок онлайн-видео уступает североамериканскому по числу пользователей в 50 раз, а в денежном выражении более чем в 100 раз. По данным инсайдеров, в России пользователи предпочитают просмотр по подписке или рекламной модели, формат PVOD практически не востребован.

Да и сами площадки, похоже, не очень верят в потенциал российских картин. Например, фантастический «Спутник» от компании Водород, выход которого на онлайн-платформах вызвал возмущение в рядах отечественных кинопоказчиков, доступен по подписке от 1 рубля в месяц или даже бесплатно, если не полениться и поискать в интернете промокод. Хотя IVI и отчиталась о «самом успешном старте года», не называя, впрочем, конкретных цифр, очевидно, что даже если вся платящая аудитория сервиса его посмотрит (около 2 млн человек по данным на конец марта 2020), финансовый результат будет несопоставим с бюджетом фильма (200 млн рублей).

Для сравнения «Тролли. Мировой тур» можно легально посмотреть и в российских онлайн-кинотеатрах. Цена аренды колеблется от 400 до 600 рублей (исключение Кинопоиск.HD, предлагающий скидку в 90% на первые три покупки для действующих подписчиков по акционной цене 59 рублей). 

Для того, чтобы продюсеры имели возможность получать доход от онлайн показа, сопоставимый с бюджетом и достаточный для воспроизводства контента, российский рынок должен вырасти по нашим оценкам примерно на порядок. На текущем этапе развития добиться окупаемости отечественных релизов, даже малобюджетных, только за счет онлайн невозможно, поэтому всерьез говорить о массовом выпуске российских картин на стриминговых платформах минуя традиционный кинопоказ не приходится. Что касается сокращения прокатных окон, то пока голливудский контент является ключевым для отечественных кинотеатров, мы будем следовать за общемировыми трендами.

Источник и более подробная статья proficinema.ru