Пятый год в цене каждого телевизора, гаджета, наушников и даже флешки заложен один процент сбора в пользу авторов музыки, фильмов, писателей, всех, с чьими произведениями можно познакомиться с помощью этой техники и приспособлений. И теперь его могут отменить.
Минэкономразвития считает необходимым пересмотреть схему, на основании которой сейчас действуют все российские общества по управлению коллективными правами, а также систему неналоговых платежей, в том числе авторских сборов.
Они идут в общую копилку Российского союза правообладателей, а потом распределяются среди правообладателей. Ежегодно от продажи электроники собираются миллиарды рублей. Но в России уже пару лет действует так называемый антипиратский закон, который обязывает тех, кто выкладывает музыку, книги аудиозаписи в Интернет, договариваться с правообладателями и платить им напрямую. А телеканалы и радио, которые работают в эфире, и так платят исправно. Получается, что авторы получают свой сбор дважды?
При этом стоит учесть, как в дальнейшем будет развиваться медиаиндустрия, в том числе телевидение. Скоро россияне смогут смотреть телепрограммы "того качества, на тех устройствах и тем способом, каким они пожелают". В этом уверен замглавы минкомсвязи Алексей Волин. Это является одним из пунктов Стратегии развития телевидения на ближайшие годы. У зрителей сегодня есть выбор: пользоваться обычным эфирным приемом, доставкой сигнала по кабельным и спутниковым сетям, мобильными платформами и IPТV. Зачастую в одном доме или квартире сигнал одновременно ловят совершенно разными устройствами: в одной комнате работает телевизор, в другой - Интернет. И такая мультиэкранность будет прогрессировать, прогнозирует Кусков.
В этой ситуации, когда телевидение становится многоэкранным и многоформатным, возникает вопрос: нужно ли сохранять аналоговый сигнал? В минкомсвязи считают, что государство не должно отключать такое вещание. Оно может существовать, пока будет спрос. Но за этот спрос скоро придется платить из своего кармана. В ведомстве отметили, что планируют прекратить финансирование распространения аналогового сигнала в городах, где проживает менее 100 тысяч человек после 2018 года. Тогда население перейдет на цифру. Но на чем бы россияне ни смотрели программы - на телеэкране, телефоне, компьютере - главное, чтобы они были интересны, считают в ведомстве. Ключевым элементом развития телевидения становится контент, считает Волин. Но его производство дорогое удовольствие.
"Развитие рынка обеспечат пять-шесть крупных игроков, которые в состоянии тратить миллиарды рублей на контент. Они локомотивы индустрии, они задают стандарты", - считает Волин. Кроме того, зрители начали все больше внимания уделять интерактивному телевидению. Они сейчас участвуют в голосовании и опросах во время различных ток-шоу. "Большое значение будет иметь возможность обратной связи со зрителем", - считает Волин. И здесь общение через форумы на сайтах телеканалов или на их страничках в соцсетях будут довольно популярными. Они смогут подзаработать на рекламе на своих ресурсах.