В рамках «Кино Экспо» при поддержке Гильдии продюсеров России прошел обкатку новый формат мероприятия — продюсерские компании представляли заинтересованным участникам рынка (в зале присутствовали и кинотеатры, и представители дистрибьюторских компаний) свои новые проекты.

 

Это была очень наглядная демонстрация потенциала и заблуждений индустриального сообщества — какое кино сегодня востребовано широкой аудиторией, и как эффективно должна работать отрасль. Самое важно заключение, впрочем, осталось прежним — если продюсеры снимают жанровое кино, то делать они его должны исключительно для зрителей, а не для удовлетворения собственных амбиций или тщеславия.

 

Четкое понимание того, что от отечественного кино сегодня требуется именно качество, сформулировал Валерий Карпов: «Дело за малым — за большим, хорошим кино». Вот только это малое на деле — потенциальная лавина некачественного контента, которая может серьезно подточить российский кинопрокат, если не повысить планку требований к отечественному продукту. С увеличением количества проектов (на чем настаивают производители) должны быть, на наш взгляд, сформулированы и качественные требования, которые оградят большой экран от любительских и телевизионных проектов.

 

Если 20% сеансов в результате переговоров с Минкультом театральные сети и независимые кинотеатры отдадут российским фильмам, то пусть это будут качественные зрительские проекты, не снятые за гроши с заблуждением, что непритязательная комедия или экшн обязательно заработают. Также не помогут индустрии «тусовочные» проекты, которые снимаются, потому что у продюсеров есть деньги на производство.

 

На развитых рынках набрал силу тренд — снимать проект только в том случае, если международные продажи обеспечат ему внушительную долю бюджета. Даже если на проект подписана звезда, но интереса у покупателей нет, то с большой долей вероятности проект будет закрыт или отложен для более подходящего случая. В России большинство фильмов снимается, и только потом возникает необходимость что-то предпринять, чтобы обеспечить себе какой-никакой прокат. Это не беда отдельных продюсеров, в том числе представивших свои проекты на «Кино Экспо» (статус: фильму никак не удается стать релизом), а общепринятое правило системы.

 

Действительно, российское кино сегодня нуждается в квотировании — по качеству контента, а не только по количеству сеансов. Дистрибьюторы зарабатывают, когда берут в своей пакет очень слабые российские фильмы по договоренности с продюсерами — в этом ровным счетом нет ничего предосудительного, только бизнес, но тогда лучше не присоединяться к хору тех, кто в идеальном мире рассчитывает на 40-50% долю российского кино в прокате. К сожалению, каждый плохой российский фильм, выпущенный в широкий прокат, только усугубляет недоверие зрителя к отечественному кинематографу.

 

К году российского кино в 2016-м индустрия подходит с тяжеленным грузом неудач за спиной. ПРИЗРАК Александра Войтинского — одна из немногих по-настоящему зрительских картин, которая в 2015-м выдается в качестве эталона. Но это было в марте, а сейчас уже наступила глубокая осень.

 

Зарубежное кино может себе позволить быть в российском прокате не самого высокого качества, а российское кино — нет. Хорошо, давайте снимать много, но прокат должен впитывать в себя качественные проекты. Никакими государственными или экспертными комиссиями и ограничениями этого не добьешься — надежда на сознательность отечественных продюсеров и дистрибьюторов, которые сумеют поднять эту планку качества. Идеи хороши, только когда они целенаправленно реализуются на практике, а не проговариваются на круглых столах и конференциях.

 

СМОТРЕТЬ ПОДАНО! 

 

Само мероприятие прошло очень динамично — спикеры говорили емко, и практически каждый проект получил наглядную демонстрацию в виде трейлеров / тизеров / фрагментов из фильмов, по которым можно было оценить его конфигурацию. Больше всего времени заняло представление новых проектов киностудии «Ленфильм», которая по содержанию практически полностью совпадала с презентацией, проведенной в «нулевой» день «Кино Экспо».

 

Первый фильм из пакета компании, которая решила самостоятельно заниматься дистрибуцией своих проектов, ДУША ШПИОНА, на прошлой неделе вышел в российский прокат. Подробно была представлена мелодрама ДЕВОЧКА И ПТИЦА — гости презентации посмотрели фильм о фильме, в котором главные роли исполнили Иван Охлобыстин и Гарик Сукачев. Если первый играет стареющую рок-звезду, которая находит новый для себя импульс к жизни в общении с со своей 12-летней поклонницей, как и он, больной туберкулезом, то второй — ангела. Близость к смерти многое меняет в жизни приобретенных друзей.

 

Музыка играет очень важную роль и в проекте ROCK AND ROAD, который впервые был представлен на весеннем кинорынке в «Космосе». В записи саундтрека приняли участие звезды классического рока (Кен Хенсли, Джо Линн Тернер, Nazareth, U.D.O. и другие), а ведущую роль исполнила звезда ТАКСИ Сами Насери. Был продемонстрирован очень бодрый музыкальный клип (песню исполнила отечественная группа Pushking) с нарезкой фрагментов из фильма, из которого стало ясно — по конфигурации это приключенческий триллер с криминальным элементом, а важнейшую роль в картине будет играть байкерская романтика.

 

Не является ли приглашение стареющей зарубежной звезды в кастинг российского фильма модой прошлых лет, которую следует оставить в прошлом? Когда 10 лет назад Майкл Мадсэн появлялся на экране в криминальной комедии СМАТЫВАЙ УДОЧКИ, это казалось прорывом, но сегодня такая история только подчеркивает проблемность ситуации с институтом российских звезд, которые могли бы обеспечить проекту кассовый успех, а зрители были бы уверены, что присутствие актера в касте — это гарантия качества проекта.

 

Актуальные зарубежные звезды в России сегодня практически не появляются, а отечественные в силу финансовых соображений снимаются очень часто — логично, что в нашем опросе о том, какая фигура российского кинематографа является гарантией качества фильма и высоких сборов победил ответ «такой фигуры нет» (31% опрошенных). В тройку лидеров также вошли Федор Бондарчук (27%) и Тимур Бекмамбетов (14%).

 

Среди проектов на презентации нашлось место и для потенциального блокбастера: продюсер Дмитрий Голубничий («Марс Медиа Энтертейнмент») представил проект военной драмы Т-34 режиссера Алексея Сидорова, который при производственном бюджете в 600 млн и рекламном в 150 млн ориентируется на кассовые сборы около 1,5 млрд. Естественно, в качестве коммерческого ориентира приводится СТАЛИНГРАД, в качестве сюжетного референса — отечественный ЖАВОРОНОК 1964 года, зарубежного аналога качества — ЯРОСТЬ. Создатели фильма обещают много экшена, а еще показать связь прошлого (Т-34) и настоящего (танки поколения «Армата»).

 

Ввиду очень большого предложения на рынке контента трудно создавать полностью оригинальный продукт, даже голливудская система предпочитает работать с франшизами и минимизировать риски, но стоит ли заигрывать с успешными проектами на уровне фабулы или нейминга, вкладывая минимум средств в производство и качество картинки? Ведь зрители начали экономить деньги даже на просмотре зрелищных фильмов, предназначенных для проката только на большом экране. Продюсеры экономят на кинопроизводстве — чаще в худшем смысле этого слова, чем в лучшем.

 

Проекты «АТК-студио» представлял продюсер Александр Тютрюмов, и, несмотря на всю мощь подачи, все они произвели абсолютно вторичное, удручающее впечатление. Нет ни одной причины, почему эти фильмы нужно смотреть на большом экране. БЕССЛАВНЫЕ ПРИДУРКИ — безвкусный комедийный балаган, который, правда, сумел получить финансовую поддержку Министерства культуры:

 

 

Нужна ли российскому зрителю БОЛЬШАЯ РЖАКА 2? Такое кино формата direct-to-video время от времени попадает  в прокат, но его влияние на имидж отечественного кино — резко негативное.Самый коммерчески привлекательный из пакета- это триллер ЭКСПИРИЕНС, который выходит в прокат «самокатом» 5 ноября, но даже у него получился сумбурный трейлер, который не привлечет аудиторию в залы.

 

Проблема «трейлеростроения»  — болевая точка для отечественных кинематографистов, и на этом мероприятии она снова дала о себе знать — многие проекты были представлены роликами, которые просто не давали представления об их содержании и конфигурации, например, ТЕНЬ (киностудия Proline Film) — глубокомысленная, но совершенно непонятная история. Даже у хорошего детского фильма НЕБЕСНЫЙ ВЕРБЛЮД, который удалось посмотреть в рамках фестивальных показов, оказывается слабый, не цепляющий внимание трейлер. Впору открывать обучение по специальности и учиться у профессионалов своего дела.

 

После целой череды плохих трейлеров становится неудобно, когда спикер призывает аудиторию поскорее нести деньги для следующего проекта его компании.

 

В целом благоприятное впечатление произвели проекты продюсера Александра Котелевского (Артлайт / Инвада), и из двух фильмов хотелось бы выделить триллер ГОРНЫЕ ОГНИ, где история разворачивается в замкнутом пространстве, и перипетии напоминают сразу 2 аналога — ХИЖИНУ В ЛЕСУ и ТАЙНУ ПЕРЕВАЛА ДЯТЛОВА. Гостям презентации показали динамичный, качественный ролик.

 

Формат мероприятия на «Кино Экспо» оказался удачным, потому что, несмотря на порой посредственное качество контента, он позволил подчеркнуть те проблемы, с которыми отрасль продолжает жить (и не спешит расставаться). Самый главный вывод по его итогам: уважаемым отечественным продюсерам необходимо поднимать планку требований к самим себе и качеству производимого контента, чтобы в дальнейшем не искать виноватых среди дистрибьюторов (не умеют прокатывать), кинотеатров (не умеют показывать), зрителей (не хотят смотреть) и в Голливуде (будь проклят, занял всю поляну).

 

Очень хотелось бы на выставке в Санкт-Петербурге продолжить подобную практику и через год стать большим оптимистом, тем более что год российского кино обязывает.

 

 

© Cinemaplex.ru