Чуть менее месяца назад мы опубликовали актуальный материал, в котором постарались изложить ситуацию с присвоением возрастных рейтингов при получении дистрибьюторами прокатных удостоверений на российском рынке. Сторонники “теории заговора“, судя по всему, могли быть довольны — в последние последнего полугода цифры для зарубежных фильмов стремительно поползли вверх.
В итоге сложилась неприятная прокатная ситуация, при которой подросткам, основным посетителям мультиплексов, «разрешенных» фильмов для просмотра по сути не осталось. Какие фильмы широкого проката, по мнению экспертных чиновников, могли подходить категории зрителей 12+ для просмотра в ноябре? Если внимательно изучить график релизов, то окажется, что в первые два уик-энда ноября юношам и девушкам можно было смотреть только анимационные программы да полный метр САВВА. СЕРДЦЕ ВОИНА (6+). Все остальное — за суровым охранительным от неблагоприятной информации рейтингом 16+ и 18+. Дальше ситуация оказывается не менее экстремальной — их ждут только ХОРОШИЙ ДИНОЗАВР и пара проектов независимых дистрибьюторов, на которые сами подростки даже не обратили бы внимания.
Безусловно, все это время подростки в большом количестве попадали на «взрослые» фильмы, но уже скоро рекомендации Минкульта могут превратиться в закон, который сурово спросит за совершенное административное правонарушение — допуск на сеансы с маркировкой 18+ детей и подростков. Или опять пронесет?
На сайте нормативно-правовых актов сегодня был опубликован текст проекта, который вносит изменения в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В настоящий момент проводятся публичные обсуждения, и этот этап продлится до 14 декабря.
Всем участникам отрасли доступны для ознакомления 3 документа:
— сам проект
— пояснительная записка
— сводный отчет в отношении нормативного правового акта
В правительстве ждут ваши предложения — их может оставить любой зарегистрировавшийся на сайте. И не говорите, что вас потом не спрашивали. Будем также ждать централизованной позиции от «Киноальянса».
Какие же моменты выделила наша редакция после ознакомления с документами?
ПРОЕКТ
Статья 1 объединяет все предусмотренные изменения в тексте закона. Безусловно, здесь есть частные случаи, уже хорошо знакомые кинотеатрам в практической работе, а вот ключевым видится часть 7.1, которая дополняется следующим содержанием:
7.1. Организатор зрелищного мероприятия, на котором демонстрируется информационная продукция, запрещенная для детей, обязан принять меры, исключающие возможность нахождения на таком мероприятии лиц младше 18 лет. Неисполнение организатором зрелищного мероприятия указанной обязанности влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В случае возникновения у лица (продавца), непосредственно осуществляющего продажу билетов или контролирующего проход (контролер-билетер) на зрелищное мероприятие, на котором демонстрируется информационная продукция, запрещенная для детей, сомнения в достижении лицом, желающим приобрести билет либо пройти на указанное мероприятие, совершеннолетия продавец либо контролер-билетер вправе потребовать у этого лица документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого лица. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как видно из предложенной формулировки, очень многое будет зависеть от точки зрения сотрудника кинотеатра: «в случае возникновения сомнения». Также отметим, что об ответственности родителей и их присутствии здесь речь совсем не идет. Допустим, что билетер проявил бдительность и не пустил на сеанс фильма с рейтингом 18+ шестнадцатилетних подростков, купивших билеты онлайн — как будет реализовываться схема по возврату денежных средств? Права потребителей еще никто не отменял — только в другом федеральном законе.
Отметим, что большая часть текста проекта касается нанесения соответствующей маркировки на рекламные носители — в % прописывается, какую площадь она должна занимать.
Хорошо известны случаи. когда дистрибьюторы размещали перед сеансами фильмов с рейтингом 12+ более «взрослые» ролики, что приводило к скандалам. Этой проблеме посвящен следующий пункт:
При размещении кино- , видеоанонсов информационной продукции, запрещенной для детей, не допускается использование фрагментов указанной информационной продукции, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, перед демонстрацией посредством кино- , видеообслуживания информационной продукции, не имеющей категорию, установленную частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Статья 3 посвящена изменениям в кодексе об административных правонарушениях и взимании штрафов — от 5 тысяч рублей для граждан до 60 млн для юридических лиц.
Есть в тексте проекта и пункт, посвященный нецензурной лексике. Публичное исполнение произведения искусства, ее содержащую, ведет к солидному денежному штрафу, а присутствие на мероприятии лиц моложе 18 лет является отягчающим обстоятельством:
Организация публичного исполнения произведения литературы, искусства или народного творчества, содержащего нецензурную брань, посредством проведения театрально-зрелищного, культурно-просветительного или зрелищно-развлекательного мероприятия с допуском лиц младше 18 лет на указанные мероприятия, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от одного миллиона до пяти миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
Если кинотеатры не примут участия в обсуждении документа, то он может уйти на подпись президенту РФ именно в такой редакции.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
посвящена идеологическим аспектам — для чего вносятся изменения в законодательство. По замыслу его авторов, Проект направлен на поддержание баланса между следующими конституционно-правовыми ценностями:
1. обязанность государства защищать детство и возможность ограничивать права и свободы человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты нравственности, прав и свобод других лиц;
2. гарантия свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также право граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Баланс декларируется, но насколько удастся его соблюсти?
Отметим, что Проектом предлагается установить обязательную классификацию и маркировку только той информационной продукции, которая имеет категорию 18+, для остальных категорий («0+», «6+», «12+» и «16+») предусмотреть принцип добровольного маркирования ее производителем и (или) распространителем.
Итак, если на сеансах с рейтингом 16+ окажутся пятнадцатилетние, какими либо санкциями это не грозит. Но подростки на сеансах фильмов 18+ становятся для кинотеатров настоящим «фактором риска». В кодекс об административных правонарушениях РФ вносятся соответствующие изменения.
Проект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, говорится в завершении документа.
СВОДНЫЙ ОТЧЕТ
содержит информацию о проведении оценки регулирующего воздействия проекта, а также его цели и задачи.
Краткое описание предлагаемого способа регулирования: «Законопроект предусматривает изменение самого подхода к защите ребенка от негативной информации, и наряду с предусмотренной сейчас системой предупреждения получения детьми опасной для них информации (путем нанесения знака 18+ на афишах мероприятий), вводит запрет нахождения на подобных мероприятиях лиц младше 18 лет, возложив на организатора такого зрелищного мероприятия обязанность принять меры, исключающие возможность нахождения на подобных мероприятиях несовершеннолетних».
Важнейший пункт подтверждает, что авторы законопроекта имеют представление о его потенциально негативном воздействии на демонстраторов:
Сейчас маркировка носит лишь информационно-предупредительный характер и совсем не мешает ребенку увидеть нежелательную информацию, что подтверждается практикой применения закона. Например, кинотеатры в целях недопущения снижения кассовых сборов пропускают на киносеансы с высокой возрастной категорией подростков и семьи с детьми.
Здесь также дается анализ международного опыта в соответствующих сферах деятельности, в частности идет сравнение с широко известной рейтинговой системой MPAA.
Благодаря ее действию, несовершеннолетние граждане ограничены в доступе к просмотру фильма из-за используемых в нем языка, темы секса, насилия или изображения употребления наркотиков. Большинство кинотеатров в США придерживаются установленных правил и могут потребовать показать документ, удостоверяющий возраст, перед продажей билетов.
Чтобы представить эти сведения, авторы законопроекта заказали исследовательскую работу (!), которая была проведена по заказу Минкультуры России на основании Государственного контракта.
Наконец, говоря о рисках решения проблемы предложенным способом регулирования и рисках негативных последствий, авторы полагают, что 1) риски отсутствуют, 2) контроль не требуется.