30 ноября в рамках 98-го Российского Международного Кинорынка состоялась индустриальная конференция «Как «оживить» отрасль? Прямой диалог между продюсерами и кинотеатрами». Продюсеров на этой встрече представляли Игорь Толстунов и Гевонд Андреасян, а со стороны кинотеатров в дебатах участвовали Геннадий Ходос (сеть «Киномакс»), Владимир Федоров (сеть «Киноформат») и Олег Тофанюк (сеть «Премьер-зал»). Также в беседе принимала участие программный директор Кинорынка Екатерина Бордачева.
Целью данного мероприятия стало обсуждение экспертами рынка основных проблем и тенденций киноиндустрии в настоящем и будущем, и первый вопрос, который модератор конференции, руководитель проекта «Профисинема» Нина Ромодановская, адресовала спикерам, был посвящен низким показателям российского кино. Так, по ее словам, из ста картин, вышедших в 2015 году, лишь 10% смогли достичь приличных сборов, в то время как остальные 90 процентов оказались не востребованы зрителем.
Как вариант выхода из этой ситуации Игорь Толстунов посоветовал кинотеатрам просто не работать со слабым продуктом. «В год выходит где-то пятнадцать сильных российских картин, которые способны перешагнуть рубеж в 100 млн рублей, вот их и нужно поддерживать. Для меня всегда было загадкой, зачем кинотеатры берут фильмы явно обреченные», – поделился своим мнением продюсер. Стоит отметить, что в течение всей беседы Толстунов несколько раз озвучивал мысль, что кинотеатры должны очень выборочно подходить к постановке фильмов на свои экраны, оставляя за бортом все, что не приносит хорошей кассы. «Я честно не считаю, что каждому российскому фильму нужно обеспечить доступ к каждому жителю нашей страны, заканчивая Чукоткой», – подчеркнул Игорь Толстунов, который будущей осенью планирует выпускать широкомасштабный фильм-катастрофу ЛЕДОКОЛ. Примечательно, что в прошлом году, когда у продюсера выходила в прокат мелодрама КАК МЕНЯ ЗОВУТ, он высказывал разочарование репертуарной политикой большинства сетей, которые не хотят работать с малобюджетными российскими проектами. Так, в интервью «БК» (№ 47 (563)) Толстунов говорил, что кинотеатры должны проявлять бόльшую вовлеченность при работе с российским кино, иногда даже в ущерб собственных интересов: «Да, иногда что-то невыгодно поставить – возможно, допускаю. Но это же синергетический эффект, это общее дело, а в этом общем деле надо иногда чем-то поступиться, пожертвовать пешкой, как говорят шахматисты, чтобы получить качество».
Схожее мнение насчет усилий на поддержку слабых релизов, которые не интересны широкому зрителю, высказал и Гевонд Андреасян: «Кинотеатры должны уметь реально оценивать потенциал картины и не позволять прокатчикам «втюхивать им ерунду». Позже продюсер признался, что грамотно оценить будущий проект зачастую очень сложно, так как не секрет, что российские продюсеры подчас не брезгуют обманывать кинотеатры, обещая на презентациях огромные вложения в раскрутку проектов лишь бы получить хорошую роспись. Для того чтобы процесс стал более прозрачным, Андреасян предложил внедрить систему трекингов, которая позволяла бы кинотеатрам отслеживать, насколько продюсеры и прокатчики выполняют свои обязательства по продвижению своих релизов. На самом деле – инициатива важная и нужная. Вопрос лишь в том, чтобы ее грамотно реализовать. Даже если представить, что Фонд кино возьмется за ее финансирование или продюсеры, допустим, представители наших компаний-лидеров, окажутся готовыми развивать социологические исследования отрасли, то пойти за этим им пока, кроме как к «Киноэкспертизе», некуда. А отсутствие должного тендера может свести на нет благие намерения в отрасли.
В целом же позиция собравшихся на встрече продюсеров обрадовала кинотеатры, привыкших, что им постоянно вменяют в вину именно малое количество российских фильмов в прокате. Владимир Федоров отметил, что они бы с радостью работали только с сильным и кассовым отечественным кино, но Министерство культуры обязало их показывать не менее 20-ти процентов российского контента вне зависимости от его уровня. Олег Тофанюк, в свою очередь, высказал мнение, что показчики в принципе и так держат в прокате эти двадцать процентов, но эффект от этого не большой: «Наша публика выросла на американских блокбастерах, наши кинотеатры практически созданы на деньги Голливуда. Зрители привыкли к качеству, и их теперь трудно убеждать, что нужно смотреть российские фильмы только потому, что они наши. Нужно создавать конкурентоспособное кино».
Так, дискуссия плавно перешла в обсуждение причин низкого качества отечественного кино и необходимых мер для его повышения. Все участники круглого стола сошлись на том, что нашим продюсерам не хватает: а) денег, чтобы конкурировать с голливудскими проектами; б) «звездных» актеров, которые могут гарантировать кассу; в) качественного профессионального образования. Гевонд Андреасян, в частности, довольно резко раскритиковал уровень обучения будущих кинематографистов в нашей стране, после которого выходят специалисты, абсолютно не готовые к современным реалиям. «В институтах у нас учат делать искусство, а не коммерческое кино, – посетовал продюсер. – У нас почему-то принято ругать тех, кто хочет на кино зарабатывать. Все хотят снимать авторское кино, которое интересно лишь очень ограниченному кругу людей. А как делать бизнес – никто не знает».
Сойдясь в итоге на том, что нужно снимать больше фильмов, и количество когда-нибудь обязательно перейдет в качество, эксперты переключились на обсуждение вопроса продвижения российского кино. И тут не обошлось без взаимных обвинений. Продюсеры практически в один голос упрекнули кинотеатры в их пассивности, в том, что те не утруждают себя использовать те маркетинговые материалы, которые предоставляют им прокатчики. «Приезжаешь в кинотеатры за пару дней до выхода твоего фильма – а там ролики не крутятся, стенди не стоят. Просто поражает такая позиция: зачем же вы сами лишаете себя денег? – обратился к площадкам Игорь Толстунов. – Какое бы достойное кино ни было, но без продвижения внутри кинотеатров мы не добьемся результатов».
В ответ показчики парировали, что в большинстве случаев уровень индор-рекламы российских проектов столь низкий, что, сколько ее ни ставь, это не помогает. Так, Екатерина Бордачева, которая с недавних занимается репертуарным планированием кинотеатра «Галактика» в городе Одинцово, в качестве примера привела картину УЧИЛКА: «Поставлю я в центре зала стенди на этот фильм или нет – роли не сыграет. Потому что молодежь не привлечешь изображением Купченко с пистолетом. Со зрителем нужно как-то по-другому разговаривать, продюсер должен вкладывать больше фантазии в маркетинг».
Помимо этих вопросов, участниками круглого стола были затронуты и многие другие, не менее важные аспекты. В частности, Геннадий Ходос обратил внимание присутствующих на неравномерность выходов российских картин: на ряде дат стоят по несколько схожих фильмов, которые друг у друга отнимают и без того довольно узкий сегмент зрителя, в то время как в какие-то периоды наших картин в прокате нет вообще. Также один зритель из зала обратился с вопросом к продюсерам, почему российские фильмы не выходят летом, когда конкуренция между ними была бы меньше. На это Толстунов признался, что пока даже громкие отечественные проекты не могут соревноваться с голливудскими блокбастерами, традиционно оккупирующими летние месяцы. «Нам пока как-то спокойнее конкурировать между собой, с российскими фильмами», – отметил продюсер.
В завершение беседы Гевонд Андреасян обратился к кинотеатрам с призывом объединить усилия в развитии отечественного кинематографа в преддверие следующего, «революционного» для отечественного кино года, когда планируется целый ряд масштабных российских проектов. В качестве одного из аргументов Андреасян обратил внимание на тот факт, что продюсеры, в отличие от кинотеатров, рискуют намного больше: «У вас все упирается в вопрос смены расписания, а у нас на кону намного больше – дома, квартиры». В ответ Владимир Федоров возразил, что площадки в регионах последнее время испытывают такие серьезные трудности, что становится нечем платить аренду и зарплату сотрудникам. «Мы, кинотеатры, полностью зависим от фильмов, которые вы снимаете, так что желаем вам творческих успехов», – подытожил всю дискуссию представитель сети «Киноформат».