Стратегия призвана помочь реализации Основ государственной культурной политики России, принятых в конце 2014 года.
В пояснительной записке к проекту указа отмечается, что в результате реализации стратегии предполагается формирование новой, ценностно ориентированной модели государственной культурной политики, включающей и ее региональное измерение, учитывающее федеративное устройство Российской Федерации; создание эффективного механизма привлечения частных инвестиций в культуру, в том числе в рамках частно-государственного партнерства; обеспечение выравнивания условий доступности и качества услуг для жителей малых городов и сельских территорий с учетом нормативного уровня обеспеченности и модернизации инфраструктуры, и т.д.
В разделе, посвященном современному состоянию культуры, отмечено, что «одной из важнейших творческих индустрий является кинематограф, наряду со СМИ, оказывающий серьезное влияние на формирование мировоззрения современного человека».
Авторы стратегии подчеркивают, что «большинство зарубежных кинорынков оказывают протекционистские меры в отношении своего национального кинематографа, вводя квотирование для зарубежной кинопродукции, вырабатывая меры налогового и иного стимулирования развития своего национального кинорынка».
«Отечественный кинематограф также испытывает давление со стороны продукции зарубежных компаний, которая, подчас, имеет конфликтогенный потенциал в условиях многонационального и поликонфессионального российского общества», - указывается в стратегии.
В числе приоритетов стратегии отмечается повышение роли институтов гражданского общества, в том числе творческих союзов, как субъектов культурной политики. Стратегия предусматривает постепенное и целенаправленное включение профессионального сообщества и общественных организаций в процесс выработки решений и участия в реализации государственной культурной политики, включая вопросы подготовки кадров и повышения квалификации.
Также подчеркивается необходимость стимулирования развития киносетей как в крупных городах, так и в малых городах при одновременном содействии увеличению доли национальных фильмов в отечественном прокате.
В числе прочих механизмов реализации стратегии также отмечается необходимость принятия акта, устанавливающего разрешение показа фильма без прокатного удостоверения при проведении кинофестивалей на территории РФ.
Также подчеркивается целесообразность внедрения акта, направленного на совершенствование регулирования труда творческих работников организаций кинематографии и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений.
Авторы документа выделяют три сценария реализации стратегии культурной политики.
Инерционный сценарий предусматривает сохранение основных тенденций в культурной сфере, проблем и уровня финансирования (расходы на культуру 0,6% от ВВП). При этих условиях положение сферы культуры будет относительно стабильным, однако средств и механизмов для достижения качественных, количественных, инфраструктурных изменений, предусматриваемых Основами государственной культурной политики, недостаточно. Так, соотношение оплаты труда в сфере культуры к оплате труда в среднем по экономике к 2018 году достигнет 100%, но дальше расти не будет. Постепенно будет сокращаться потенциал гуманитарного влияния России в мире, в том числе, вследствие сокращения сети русскоязычных школ за рубежом, снижения престижности и популярности русского языка, инерционного развития проектной деятельности в области международного культурно-гуманитарного сотрудничества.
В случае дальнейшего ухудшения макроэкономических условий социально-экономического развития, обусловленных внешнеполитическими и внешнеэкономическими факторами, возможно формирование условий, когда инерционный сценарий может перерасти в стагнационный или даже негативный.
Инновационный сценарий предусматривает быстрое достижение качественно иного социального статуса культуры, ресурсно и законодательно обеспеченного уже на первом этапе реализации стратегии, сопровождающееся кратным увеличением прямых бюджетных расходов (до 2,0 % от ВВП к 2030 году) при одновременном ускоренном (к 2020 г.) запуске многоканальной (инновационной) системы финансирования.
Базовый сценарий определяется постепенным развитием имеющихся позитивных тенденций и столь же постепенным преодолением существующих проблем, увеличением прямого бюджетного финансирования культуры (к 2030 г. до 1,4 % от ВВП) при поэтапном внедрении отдельных элементов многоканальной (инновационной) системы финансирования, повышением эффективности государственного управления с привлечением к реализации государственной культурной политики иных субъектов культурной политики, обеспечением приоритетного культурного и гуманитарного развития.
Базовый сценарий с большей вероятностью может быть реализован при наличии следующих условий: увеличение расходов на культуру с 0,56 до 0,8 % от ВВП уже к 2020 г.; запуск к 2020 г. национальной лотереи, а также системы стимулирования меценатской деятельности путем изменений налогового законодательства; увеличение объема инвестиций на 10-40% к среднему уровню, характерному для периода 2012 – 2015 годов в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)».
В кинематографе базовый сценарий предполагает достижение доли национальных фильмов в отечественном прокате к 2018 году до 25%, а к 2030 году - до 30%; увеличение количества кинотеатральных экранов - к 2030 году до 5000; увеличение среднего числа посещений киносеансов одним жителем в год к 2020 году до 0,8 по сравнению с 0,35 в 2012 году. С 2016 г. создается механизм государственно-частного партнерства по стимулированию создания сети кинотеатров в городах с численностью меньше 100 тысяч жителей.
С полным текстом проекта стратегии государственной культурной политики Российской Федерации на период до 2030 года можно познакомиться на RGDoc.Ru.
© Гильдия неигрового кино и телевидения