Ряд петербургских кинематографистов — председатель Союза кинематографистов города Сергей Снежкин, артисты Михаил Боярский, Алиса Фрейндлих и др. — обратились с письмом на имя президента страны Владимира Путина (копия есть у «Известий»), где выразили обеспокоенность идеей приватизации киностудий и предложили обсудить этот вопрос на заседании Совета при президенте по вопросам культуры и искусства. По мнению подписантов, это означает «смерть отечественного кинематографа».
Так как «келейное» обсуждение проблем кинематографии «вызывает много вопросов», а Министерству культуры «приходится решать множество других важных проблем», авторы предлагают возродить Госкино России — «федеральный орган, подчиненный непосредственно правительству России». Кроме названных, письмо подписали режиссеры Игорь Масленников, Виталий Мельников, актриса Светлана Крючкова.
Письмо является реакцией на публикацию «Фонтанки.Ру» от 13 декабря, в которой сообщалось о планах Минкультуры и Росимущества приватизирововать все госкиностудии — в том числе «Мосфильм», «Ленфильм» и Центральную киностудию детских и юношеских фильмов им. М. Горького. В статье опубликован и протокол закрытого совещания 5 ноября у министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, на котором присутствовали представители Минкультуры и Росимущества. Минкультуры опровергло эту публикацию.
Тем не менее авторы письма серьезно обеспокоены ситуацией. По их мнению, приватизация госкиностудий угрожает национальным интересам.
«Не так уж много у нас всех осталось для самоощущения гражданами России. Страна, история, русский язык и многонациональная культура. И вот теперь из фундамента российской государственности, российского миропонимания вышибают краеугольный камень — киноискусство», — говорится в письме.
Объявленная политика импортозамещения не должна ограничиваться «заменой французского сыра на пошехонский», а нести в себе «философию самосохранения», считают авторы. В качестве главной угрозе приводится в пример продукция голливудский киностудий. Хотя «русская культура всегда была открыта миру и собирательна по сути своей», подписанты уверены, что необходимо «крайне тщательно оберегать саму культуру от уничтожениякакими бы сиюминутными экономическими соображениями это уничтожение не мотивировлось».
Михаил Боярский в разговоре с «Известиями» подчеркнул необходимость существования ведомства в сфере кино.
— Я не очень компетентен в вопросах госполитики, но я знаю, что государственные кинокомпании нужны. Конечно, они должны как-то видоизмениться, но должны существовать, — рассказа артист.
Глава кинокомпании ПРОФИТ продюсер Игорь Толстунов считает, что госкиностудии рано или поздно будут приватизированы.
— Это случится, и я не вижу в этом ничего дурного — при условии, что они не превратятся в дорогостоящие объекты недвижимости. По многим характеристикам киностудии как центры консолидации творческих и технических кадров устарели. И логично передать их в частные руки, однако вопрос — как это произойдет. Кинематограф — низкомаржинальный бизнес, и я не знаю, как обязать покупателей не превращать киностудии в территорию под застройку элитной недвижимости. Но нужно ли для этого процесса Госкино — я сомневаюсь. Эти времена прошли, — считает продюсер.
Государственный комитет СССР по кинематографии было создано в 1963 году, хотя государство руководило всем кинопроцессом с 1919 года. Госкино было заказчиком и цензором всех снимаемых фильмов в стране. После распада Советского Союза комитет продолжил работу, в 2004 году был преобразован в Федеральное агентство по культуре и кинематографии, которое упразднили в 2008-м, а все функции по управлению кинематографом переданы Министерству культуры.
© Известия