19 декабря, по итогам круглого стола «Итоги господдержки кино в 2012 году», прошедшего в РИА «Новости», были обнародованы объемы государственной финансовой поддержки, распределенной Фондом кино в 2012 году.


В общей сложности организациям кинематографии было выделено 3 894 млн рублей. На проекты социально значимой тематики (45 фильмов) пришлось 920,7 млн рублей, еще 151,9 млн рублей пошли на полнометражные анимационные фильмы (7 картин), 166,1 млн рублей – на анимационные сериалы (17 проектов), 42 млн рублей – на ленты для детей и юношества (4 картины) и 201,4 млн рублей – на проекты совместного производства (8 фильмов). Кроме того, 166,8 млн рублей из бюджета фонда 2012 года были выделены на поддержку российских и зарубежных кинофестивалей и кинорынков и участия в них отечественных картин.

 

При этом основная часть финансирования 2012 года – 2 245 млн рублей – была направлена на ключевое для фонда направление – поддержку десяти компаний-лидеров, самостоятельно распределяющих полученные средства по своим проектам. 

 

Фонд кино в целом согласен с предложенными изменениями в системе господдержки, однако механизм визирования поддерживаемых фондом проектов в Минкультуры вызывает вопросы, заявил исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков.

 

В начале декабря было принято решение об очередной реформе в области государственной поддержки российского кинематографа. Согласно изменениям, Фонд кино в следующем году распределит порядка 3 миллиардов рублей, один из которых будет направлен кинематографистам на возвратной основе. После объявления о новых принципах финансирования министр культуры РФ Владимир Мединский на встрече с доверенными лицами Владимира Путина заявил, что ведомство инициировало реформирование работы Фонда из-за того, что «поставленные перед ним задачи не были решены».

 

«Никто ничего против корректировки работы Фонда не имеет. В поддержке есть два момента — компенсационный и развития культуры. То есть момент, который связан с поддержкой бизнеса. И мы можем предсказать, что в этой модели возврат будет от 18 до 25 процентов. Есть сегмент фильмов, у которых есть потенциал возврата, прибыльности. А есть сегмент фильмов, у которых нет этого потенциала, но они нужны», — подчеркнул Толстиков.

 

Он также отметил, что если потенциально прибыльные фильмы будут поддерживаться на безвозвратной основе, то это «развратит» рынок.

 

Помимо 1 миллиарда возвратных средств у Фонда будет еще 2 миллиарда на поддержку проектов по старой схеме. Однако со следующего года поддерживаемые на безвозвратной основе проекты должны будут пройти согласование в министерстве культуры. С учетом многих ранее высказанных заявлений министра, этот механизм вызывает у руководства фонда ряд опасений.

 

Хотя снижения общего объема госфинансирования кинематографа на следующий год не предвидится, структура его меняется. Возникают новые правила игры, которые самим игрокам — ведущим российским продюсерам — пока не совсем ясны. Предлогом к старту очередных структурных изменений в управлении кинематографом (а это уже вторая ломка за последние три года) стало, как известно, снижение доли сборов российского кино в целом и лидеров в частности.

 

Однако цифры только на первый взгляд — вещь сугубо объективная. Без знания контекста они могут вести в заблуждение. Именно это и попытались объяснить продюсеры Сергей Сельянов, Александр Роднянский, Федор Бондарчук, Ренат Давлетьяров. Контекст же состоит в том, что в 2005 году, когда доля российского кино благодаря в основном двум картинам — «Турецкому гамбиту» и «9 роте» — составила 29,5%, общий объем рынка был в 2,5 раза меньше, чем сейчас (то есть в пересчете на нынешнюю ситуацию эта доля оказалась бы гораздо скромнее). К тому же крупнейшие голливудские студии не испытывали тогда к нашему рынку столь жгучего интереса. А вот когда общий объем сборов перешагнул $1 млрд, Россия стала для Голливуда объектом № 1 в Европе.

 

В Америке ежегодно производится 650 фильмов, 230 из них приобретаются для российского проката, но «выстреливают» не более 20, — объяснил Сергей Сельянов. — Вот эти-то 20 американских и 5 российских картин и собирают кассу. Следовательно, если мы хотим увеличить долю нашего кино, мы должны наращивать кинопроизводство. Но нам для этого не хватает не только средств, но и кадров.

 

Что же касается американских фильмов, которые становятся лидерами нашего проката (а в первой десятке отечественного бокс-офиса впервые нет российской картины), то это, во-первых, очередные серии раскрученных франшиз, а во-вторых, фильмы, снятые в 3D. Билеты на них значительно дороже обычных.

 

Проблема этого года в том, что нет фильма-лидера, — сказал Александр Роднянский. — Именно такие картины и делали долю в прошлые годы.

 

Главу Киносоюза режиссера Андрея Прошкина беспокоит введение Минкультом приоритетных для освещения в кино тем, поскольку «кино на заданную тему» — вещь достаточно искусственная.

 

Российское кино-2012 в цифрах

Цифры, которые представил глава компании Movie Research Олег Иванов, таковы: общие сборы всех фильмов в российском прокате — 40,5 млрд рублей (на 15,1 % больше, чем в прошлом году). Средняя цена билета в кино — 235 рублей (рост по сравнению с 2011 годом — 13,5%). Доля российского кино по сборам в прокате — 13,8% (в прошлом году было 15,9%). Доля лидеров — 7,5%, и она упала, хотя год назад российские мейджеры торжественно пообещали начавшему курировать отрасль вице-премьеру Владиславу Суркову, что доля эта вырастет на 2%.