Пленарная сессия Санкт-Петербургского международного Контент Форума

 

 

В рамках тематического потока «Кино * ТВ * Digital» прошла пленарная сессия под названием «Контент-индустрия: двигатель экономического роста и основа национально-культурной идентичности». Модератором встречи выступила Ксения Болецкая, редактор отдела медиа в «Ведомостях». Среди спикеров присутствовали заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин, генеральный директор телеканала ТВ-3 Валерий Федорович и генеральный директор SPB TV Кирилл Филиппов.

 

Говоря об экономике контента, Алексей Волин рассказал, что в отечественной кино- и сериальной индустрии максимальная капитализация контента возможна в кинотеатрах, далее по убывающей следуют эфир, экспортные площадки, новые цифровые площадки и новые медиа. Спикер отметил бурный рост в OTT-сфере и подчеркнул, что нынешний зритель нетерпелив и хочет получать контент сразу, как только у него возникнет желание это сделать. Рост количества OTT-платформ привел к тому, что конкуренция уронила стоимость клиентского обслуживания. Если несколько лет назад подписка на платные телеканалы стоила $100 в месяц, то сейчас цена снизилась до $10. Теперь многие мэйджоры поднимают вопрос о консолидации платформ. Также Алексей Волин поведал, что в год проходит 1 млн транзакций на покупку цифрового контента. Зафиксированный рост рынка по количеству пользователей и среднему чеку составил около 20% в год. Спикер обратил внимание слушателей на то, что крупнобюджетные российские фильмы собирают на 30-40 процентов больше иностранных. Ранее подобная тенденция наблюдалась на телевидении. Согласно исследованиям, полный метр в Интернете в десять раз популярнее сериалов.

 

Алексей Волин поделился мнением, что государство должно развивать отечественные платформы и дистрибуцию, оказывать содействие в продвижении отечественного контента на зарубежные рынки – сейчас, например, можно было бы поддержать интерес китайцев к МАТИЛЬДЕ.

 

После выступления Алексея Волина спикерам был задан вопрос: «Что будет с денежным потоком в рамках индустрии?». Кирилл Филиппов ответил, что это не является секретом, потому что значимые тенденции обычно доходят до России позже, и мы можем судить о будущем по настоящему других рынков. Исходя из этого, нужно понимать, что возможность зарабатывать хорошие деньги на международном контенте минимальна, и нужно работать с локальным продуктом. Валерий Федорович высказал убеждение, что зрителей и деньги можно получить, делая контент качественно. Генеральный директор телеканала ТВ-3 рассказал, что в случае с сериалами возврат денег только через прямую рекламу предполагается не всегда. В кино же средств можно заработать больше, поэтому проект ГОГОЛЬ и был запущен в том формате, в каком мы его видим. В бесплатный эфир многосерийный фильм выйдет уже после проката в Сети. По словам Валерия Федоровича, если все пройдет успешно, такие проекты будут выпускаться в нашей стране и на других рынках и в дальнейшем. Но главным условием должна быть конкурентоспособность контента. Алексей Бырдин спросил о том, будет ли проводиться рекламная кампания ГОГОЛЯ при выпуске в диджитал. Генеральный директор телеканала ТВ-3 рассказал, что повтор старых креативов не сработает, и всю кампанию нужно будет придумывать заново и для каждого отдельного ресурса. Маркетинг был бы менее затратным, если была бы создана единая витрина, но пока приходится сталкиваться с определенными трудностями.

 

Обращаясь к теме рекламы в онлайне, Валерий Федорович рассказал, что на данный момент соотношение подписная модель vs рекламная модель крутится около 50%, и распределение вряд ли существенно изменится в будущем. По мнению спикера то, что развивается платная подписка, хорошо, поскольку этот тренд позволяет производить более качественный контент, который не нужно искусственно разбивать рекламой. Алексей Волин добавил, что рост подписки происходит лишь в том случае, когда случается психологический сдвиг и люди начинают понимать, что продукция в Интернете больше не бесплатная. Кирилл Филиппов отметил, что пользователей порой так раздражает реклама, что они готовы отключить ее за деньги, что по сути равняется платной модели. Рекламная модель по сути сама постепенно переводит пользователей в область подписки. Алексей Волин спрогнозировал, что в 2020-2025 годах реклама станет другой – нативной, вшиваемой в контент.

 

Даже на этой пленарной сессии обсуждалась МАТИЛЬДА. Спикерам поставили вопрос, насколько существенен фактор риска для будущих проектов после того, что произошло с фильмом. Валерий Федорович не разделил пессимизм по отношению к экономической ситуации картины: «Не факт, что они теряют деньги». Он отметил, что в этой ситуации скорее можно будет говорить об эффекте завышенных ожиданий. Однако созданный бренд дорогого стоит. Алексей Волин добавил, что чем выше уровень риска, тем больше вероятный сбор, а любой скандал идет на пользу продукту.

 

Обсуждались также возможность и целесообразность отмены запрета на нецензурную лексику для платной модели, возраст пользователей которой превышает 18 лет. Однако к общему знаменателю по этому вопросу прийти не удалось.

 

Специальный доклад «Обзор ТВ и VoD-рынков в России» 

 

С докладом выступила Мария Еркович, менеджер по продукту в компании KVG Research. Спикер представила обзор телевизионного и VoD–рынка.

 

Особенностью телерынка Мария Еркович назвала консолидированность. Самостоятельных медиаобразований на нем четыре – ВГТРК, «Газпром-Медиа Холдинг», холдинг ЮТВ и «СТС Медиа», Национальная Медиа Группа. Объем рекламного рынка в 2016-м году распределился между телевидением и Интернетом в пропорциях 42 и 38 процентов. Доля национального контента на телевидении составила 72 процента, среди которых 90 процентов пришлось на российский контент, а 10 – на продукцию СССР. Национальный контент превалирует на каналах НТВ, на «Первом канале», «Звезде», ТНТ-4, «России-1», а меньше всего его на канале Disney. Среди премьерного контента, объем которого в 2016-м году на 18 каналах составил 14,4 тысячи часов, кинотеатральные фильмы имеют долю в 13,6 процентов. Схожий процент (13,7) у этого типа контента и с учетом непремьерных показов. В таблице «Распределение основных типов контента по каналам»  по количеству киноконтента лидирует СТС – доля кинотеатрального продукта в эфире канала составляет 42 процента. Доля СТС от общего времени вещания кинотеатральных проектов составляет 17,0 процентов, у ТВ-3 – 11,5 процентов, у РЕН ТВ – 10,7. На рынке онлайн-кинотеатров национальный контент также доминирует, но его доля ниже, чем на телевидении, и составляет 59 процентов. По общему количеству уникальных наименований доля фильмов наиболее высока у Okko, Ivi и Megogo.net.

 

  

Источник:  БК