Портал ПрофиСинема продолжает знакомить читателей с результатами исследования о ключевых трендах медиа- и кинорынка, опубликованного Европейской аудиовизуальной обсерваторией/European Audiovisual Observatory. В докладе проанализирован период с 2007 по 2016 год. В статье речь пойдет о том, какие источники видеоконтента наиболее популярны в Европе.

 

Почти миллиард зрителей насчитывают европейские кинотеатры

 

По оценкам обсерватории, в 2016 году в 28 странах ЕС было продано более 990 миллионов билетов в кинотеатры, что на 12 миллионов больше, чем в 2015 году и является самым высоким результатом в Европе с 2004 года.

 

В географическом плане рост посещаемости европейских кинотеатров был в основном обусловлен значительными годовыми результатами во Франции (+7,4 млн./+ 3,6%), Польше (+7,4 млн./+ 16,6%), Испании (+7,2 млн./+ 7,5%) и Италии (+5,8 млн./+ 5,4%). Только два рынка в ЕС зарегистрировали значительное снижение показателя: в Германии количество проданных билетов снизилась на -18,1 млн (13,0%), отчасти из-за уменьшения количества фильмов, а в Великобритании на 3,7 млн. (2,1%), по сравнению с 2015 годом. 

График 1

 

Совокупный доход от бокс офиса, измеренный в евро, снизился на 2,3% с рекордного максимума в 2015 году, но остался выше уровня в 7 млрд. евро второй год подряд. Без поправки на уровень инфляции, это второй по величине показатель за все время. Снижение дохода от бокс офиса связано со снижением цен на билеты в некоторых странах, включая Италию, Испанию и Бельгию, и с уменьшением результатов кассовых сборов в Германии. Также результат усиливается обесцениванием британского фунта. Средняя цена билета в ЕС упала впервые за пять лет, снизившись с 7,4 евро до 7,1 евро.

 

Как и в 2015 году, рост доходов был обусловлен в первую очередь американскими фильмами, чья совокупная прибыль увеличилась не менее чем на 50 миллионов.

График 2

 

В 2015 году на показы каждого из трех лидеров проката («Звездные войны: пробуждение силы»«Миньоны» и «007: Спектр») было продано более 38 млн. билетов в Европе. В 2016 году ни один фильм не достиг планки в 30 млн. билетов. На показы двух наиболее успешных проектов – «Тайная жизнь домашних животных» и «В поисках Дори» было продано 26,5 млн и 24,7 млн билетов соответственно. Тем не менее, можно сделать вывод, что семейная анимация была особенно популярна в странах ЕС в 2016 году и заняла 9 позиций в топ-20.

 

Еще одним важным источником доходов в ЕС являются франшизы, занявшие 7 строчек в Топ-10 и 15 в Топ–20.

Среди европейских фильмов самым успешным в 2016 году стал «Бриджит Джонс 3». На него было продано 16,5 млн. билетов. Он стал единственным европейским фильмом в Топ-20. На 21 месте была итальянская комедия «К черту на рога» (9,5 млн. билетов). Больше ни один европейский фильм не смог похвастаться результатом выше 5 млн. билетов в 2016 году.

 

Падение популярности Blu-ray и DVD

В то время как средний уровень проникновения DVD в странах ЕС оставался намного выше в 2016 году, по сравнению с Blu-ray, количество обладателей проигрывателей Blu-ray продолжало расти, а DVD - уменьшаться. Розничные цены на DVD в 2016 году снизились после двух лет пассивного роста до среднего европейского значения - 10,6 евро. В Нидерландах и Испании был зарегистрирован рост цен более чем на 1%. Розничные цены на Blu-ray снизились на 3,7% по сравнению с 2015 годом, до 14,8 евро за единицу. 

График 3

 

Совокупное количество сделок аренды DVD и Blu-ray в Европе почти в четыре раза ниже в 2016 году (95 миллионов), чем в начале десятилетия. Количество розничных продаж снизилось почти в два раза, до 344 миллионов в 2016 году. За исключением Италии и Словакии, для всех стран ЕС характерно падение продаж DVD, в большинстве из них зафиксировано уменьшение показателя более чем на 10%. 

 

График 4

 

Прокат DVD демонстрирует еще более резкое падение – на 39% по сравнению с 2015 годом. Совокупный оборот DVD и Blu-ray (аренда и продажи) в Европе постоянно снижается с 2007 по 2016 гг. В то время как доходы Blu-ray продолжали расти до 2013 года (в основном благодаря продажам), доходы от DVD стремительно падали год за годом. Несмотря на различную цифры, эти тенденции являются общими для подавляющего большинства стран.

 

Сервисы SVOD укрепились на европейском медиарынке

 

В конце 2016 года 37.7 миллионов клиентов были подписаны на сервисы, предлагающие видео по запросу в Европе (SVOD). При этом, число зрителей в странах, производящих основную часть европейского медиаконтента (Франция, Германия, Италия, Испания и Великобритания) составило около 2/3 от общего числа европейских зрителей.

 

Благодаря стремительному росту подписчиков и ежегодному увеличению стоимости услуг, доход сервисов SVOD в 2016 году составил 2,5 миллиарда евро, что на 55% больше суммы, заработанной в 2015 году (1,6 миллиард евро). Наибольший доход сервисам потокового видео (76,5% от общей прибыли) принесли зрители Великобритании, Германии, Швеции, Дании и Франции.

 

График 5

 

Несмотря на такой стремительный рост показателей, сервисы SVOD занимают пока сравнительно невысокое положение на европейском медиарынке, по сравнению с традиционным кабельным телевидением: на долю SVOD приходится 6.8 % дохода от всех платных сервисов и всего 18% подписчиков.

 

В 2016 году сервисы потокового видео охватили в среднем 17% европейских телезрителей (показатель колеблется между 50% в Дании и 1% в Эстонии).

С появлением в Европе таких гигантов, как Netflix и Amazon в конце 2016 и начале 2017, стали доступными 197 различных сервисов потокового видео, контент которых был переведен на 330 языков. Таким образом, хотя доля видео Netflix, Amazon и HBO составила всего 2% от числа всего потокового контента, с учетом продукции, переведенной на другие языки, его количество выросло до 28%.

 

График 6
 

Это привело к лидирующему положению гигантов на европейском рынке сервисов OTT SVOD (когда контент доставляется напрямую на гаджет пользователя). Netflix привлек 47% зрителей, а Amazon - 20%.

 

Сервисы потокового видео, произведенные HBO, несмотря на широкий охват в Европе, завоевали меньше поклонников, чем местные сервисы, управляемые традиционными игроками - Maxdome в Германии, Timvision в Италии или Canal Play во Франции.

 

Netflix, чья продукция изначально была доступна в Европе только напрямую, заключил соглашения с Orange и Deutsce Telecom , которые включили его контент в ассортимент своих абонентских приставок, тем самым расширив потенциальный охват.

Другие публикации о ключевых трендах медиа- и кинорынка, выявленных Европейской аудиовизуальной обсерваторией:

 

Объем производства фильмов в Европе вырос на 47%
Доля европейских фильмов в международном кинопрокате снижается
Реформа авторского права в Европе
Распространение контента в Европе через VOD сервисы
Распространение европейского контента на внешнем рынке
Платное телевидение во Франции
Развитие платного телевидения в Европе

 

 

  

Источник: Proficinema