16 сентября 2013 года в рамках форума и выставки «Кино Экспо» в Санкт-Петербурге прошли конференция и круглый стол «Кинопроизводство в России: актуальные проблемы и решения». В рамках мероприятия ключевые игроки российской киноиндустрии обсудили вопросы, касающиеся реализации «антипиратского закона»; мер совершенствования механизмов государственной поддержки производства, продвижения, проката и показа отечественных кинофильмов; развития киноиндустрии в РФ.
Что делать с пиратами?
Первый блок обсуждения касался Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». Первым взял слово продюсер Сергей Сельянов. Он сказал, что новый антипиратский закон, вступивший в силу 1 августа 2013 года, еще не работает в полную силу: «Нужно оценивать ситуацию трезво. Невозможно сразу закрыть все сайты с нелегальным контентом, да это и не входит в наши задачи. Мы ставим перед собой следующую цель – добиться того, чтобы все игроки рынка зарабатывали деньги, в том числе и в сети интернет. Для этого необходимо перевести сайты, размещающие киноконтент, на легальную почву, и некоторые уже начали этот переход. Но изменения не могут носить молниеносный характер». По словам Сергея Михайловича, действовать надо организованно и спокойно, потому что одного только факта принятия антипиратского закона не достаточно для того, чтобы в корне изменить ситуацию. Наблюдается противодействие со стороны гигантов IT-индустрии, которые перешли в контратаку, с тем, чтобы из сферы действия нового закона исключить поисковики и операторов связи. Нужно дорабатывать закон с учетом российских реалий и не рассчитывать на то, что проблема пиратства решится в ближайшее время.
Ольга Валигурская, генеральный директор компании «Веб-контроль», согласилась с Сергеем Сельяновым, добавив, что на данный момент сайты, работающие с легальным контентом, находятся в зачаточном состоянии, и ситуацию осложняет то, что ни один из них еще не вышел на уровень окупаемости. Одной из важных проблем, по мнению Ольги Владимировны, является отсутствие на сайтах модерации загружаемого контента: «Нигде, кроме UTube, нет модерации, следовательно, непонятно, кто будет нести ответственность за то, что нелегальный контент может быть вновь размещен на сайте после его удаления. В первую очередь необходимо наладить данный механизм. Нужно убедить видеохостинги ставить фильтрацию. Никто не хочет лишить сайты контента, но этот процесс должен быть переведен в легальное русло. Если к весне ситуация не изменится, то это будет означать, что закон не заработал».
Что касается кинотеатров, то на них действие закона еще никак не сказалось. Дело в том, что пока были заблокированы лишь несколько сайтов, но в массе своей интернет-пользователи не отказались от просмотра киноконтента в Интернете в пользу похода в кинотеатр. К тому же, о нарушениях авторских прав заявляют еще лишь единицы среди продюсеров, а мейджоры держатся в стороне, заняв выжидательную позицию.
Как наладить механизмы господдержки?
Сергей Охрименко, представляющий Министерство экономического развития РФ, вкратце напомнил собравшимся о способах поддержки киноиндустрии, среди которых субсидии Минкульта и Фонда кино (как на возвратной, так и на безвоздместной основе), освобождение билетов от НДС и так далее. Однако, по словам продюсера Игоря Толстунова, перечисление мер поддержки не способствует росту рынка из-за постоянно меняющихся условий: «В деталях правила игры все время претерпевают изменения. Так, в этом году для принятия решения о финансировании были введены питчинги. Это любопытное нововведение, но питчинг должен быть нацелен на потенциальных инвесторов. Это только первый этап рассмотрения проекта, а не конечный. Это лишь частная мера». Игорь Александрович уверен, что механизмы поддержки нужно оттачивать посредством введения комплексного подхода, и одних только питчингов для этого недостаточно.
Глава компании «Невафильм» Олег Березин обратил внимание на другой аспект проблемы – вопрос нематериальной господдержки, и важным шагом ему видится создание рабочей группы, которая бы ввела список требований к фильмам: «Так же, как существует ГОСТ, в киноиндустрии должен быть сформирован своего рода технический регламент для выходящих фильмов. Сейчас в нужно составить свод требований к исходным материалам».
Сергей Зернов, руководитель киностудии имени Горького, указал на еще одну важную проблему – несоответствие времени выдачи государственной материальной поддержки кинопроектов реальным срокам кинопроизводства: «Продюсеры получают деньги на производство в конце года, в то время как съемочный период традиционно походит летом. Это осложняет дело». Солидарен с ним и Игорь Толстунов: «Это бюрократический вопрос, но очень важный. Бюрократия нужна, но она должна иметь границы разумного». Глава студии «Главкино» Илья Бачурин поделился своими соображениями на этот счет: «Да, бюрократия порой очень сильно тормозит процесс. Заниматься кино становится все тяжелее из-за новых формулировок в контрактах».
Как развиваться киностудиям?
Эдуард Пичугин, генеральный директор студии «Ленфильм», видит два пути, по которым могут пойти российские киностудии, чтобы удержаться на плаву и способствовать росту киноиндустрии: «В последние годы на российские экраны выходит много голливудских блокбастеров, и наш зритель весьма искушен в вопросах экранного зрелища. Он привык к высокобюджетному кино, а с таким контентом трудно конкурировать. Нужно либо существенно увеличивать объем финансирования, чтобы у студий была возможность снимать качественные высокобюджетные ленты, либо активно развивать кинопоказ в малых и средних городах. Но в любом случае на то, чтобы поднять студию, необходимо время. Если говорить о Ленфильме, то мы сейчас снимаем около 10 фильмов в год. Важно определить вектор, решив, куда мы хотим двигаться. Нужно сделать так, чтобы студия не просто предоставляла комплекс услуг по производству, но и сама являлась брэндом».
Сергей Зернов так охарактеризовал ситуацию с киностудией имени Горького: «В сентябре состоялся совет директоров, на котором обсуждалась концепция развития студии. У нас нет долгов, мы самодостаточны. Через два года студия Горького будет отмечать 100-летний юбилей. Но при этом проблемы, существующие в киноиндустрии, не дают нам развиваться достаточно энергично и интенсивно. Так, нет общей концепции, как освобождаться от госсобственности. Единого подхода, что делать с этими предприятиями, не существует. Нужно составить план, комплекс мер. Это поможет развиваться отраслеобразующим студиям».
Илья Бачурин обратил внимание еще на одни важный пункт: «У нас в стране отсутствуют кинокомиссии, нет своих "tax free". Это затрудняет конкуренцию с компаниями из других стран, а зачастую делает ее попросту невозможной. Например, если по сюжету действие иностранной ленты происходит на Красной площади, то логично проводить съемки именно здесь. Однако продюсерам выгоднее построить декорации или снять локацию в другом месте, потому что это обойдется им дешевле».
К сожалению, временной регламент не позволил участникам конференции обсудить проблемы киноиндустрии наиболее полно, но все спикеры согласны с тем, что проблемы производства и продвижения кино в России нужно решать в комплексе, не ограничивая область рассмотрения одной частной проблемой. Только тогда у российского кинематографа появится шанс составить конкуренцию голливудской продукции.