25 ноября в Центре Международной Торговли состоялась конференция «New Media как альтернатива кинотеатральному показу: организационные и правовые аспекты», с которой начались деловые мероприятия 92-го Российского Международного Кинорынка. Оператором деловой программы кинорынка выступила компания «ПрофиСинема», генеральным партнером – юридическое бюро «Правовой партнер».

 

New Media не отбирает аудиторию у традиционного кинопоказа

 

Во вступительном слове модератор первой части мероприятия, продюсер портала ПрофиСинема Матвей Ромодановский рассказал о том, что тема new media, ранее не обсуждавшаяся на Российском Международном кинорынке была выбрана организаторами не случайно: «Мы наблюдаем, что традиционный кинопоказ находится в стагнации. Несмотря на внедрение все более совершенных технологических ухищрений, в лучшем случае, можно говорить о том, что посещаемость не растет. Рост кассовых сборов достигается, в основном, за счет роста стоимости кинобилета. Однако, по объективным причинам, этот процесс не может быть бесконечным.

 

В этой ситуации продюсеры, которые несут основные финансовые затраты на производство фильма вынуждены искать дополнительные каналы монетизации. При этом аудитория new media растет не только год от года, на практически ежемесячно. Онлайн – кинотеатры стали, частью киноиндустрии и кинорынка».

 

Для сообщения последних данных статистики и результатов анализа предпочтений зрителей классических кинотеатров и онлайн-кинотеатров к участию в конференции была приглашена Ксения Леонтьева – ведущий аналитик компании «Невафильм Research». Свой доклад она начала с определения главного отличия сервисов видеозапроса от кинотеатров: контент с сервиса можно смотреть через спутник-кабель, на компьютере, через мобильные приложения – как и где удобно. В анализе участвовали данные 34 легальных операторов. Одни из них показывают контент по расписанию в закольцованном режиме, другие – по оплате, третьи – по подписке, а большинство пользуется рекламной моделью: контент для пользователя бесплатный, но за это он должен посмотреть рекламу. Сервисы видеозапроса четко делятся по сегментам: ТВ контент; программы и фильмы для детей; сериалы; отдельный блок оставляют артфильмы, архивы, документальный фильмы.

 

Если сравнивать посещаемость кинотеатров и интернет-ресурсов, то соотношение оказывается не в пользу кинотеатров. В то же время, по итогам мониторинга зрителей посредством анкетирования удалось установить, что при выборе устройства для просмотра фильма 64% зрителей предпочитают кинозал, 24% - компьютер, 10% - телевизор и 2% - мобильные устройства. При выборе канала для просмотра – 64% выбирают кинотеатр, 15% - торренты, 8% - Вконтакте, 4% - другие бесплатные сервисы.

 

Зритель предпочитает Интернет кинотеатру, поскольку хочет смотреть кино в удобное ему время и бесплатно, при этом главным фактором определения зрительской привычки является наличие свободного времени для просмотра. Публика, которая часто смотрит фильмы, предпочитает ходить в кинотеатры, а те, кто смотрят редко – пользуются интернет-ресурсами. Эти и другие исследования позволяют утверждать, что сервисы видеозапроса не отбирают зрителей у кинотеатров. Подводя итоги, К.Леонтьева отметила, что рынок New Media отличается от кинотеатрального большим количеством аудитории и большой частотой обращений, характером контента (в Интернете – телепрограммы и больше старых фильмов), мотивами обращения пользователей, частотностью просмотра. Мало того, Интернет-сервисы влияют на гибкость репертуара и сетку кинотеатров: на большой экран выпускается альтернативный контент, который раньше можно было посмотреть только в сети (концерты, театральные постановки, сериалы).

 

Генеральный директор ООО «Стрим» Артем Засурский отметил, что за четыре года своей деятельности его компания пережила разные стадии. Нынешняя ситуация омрачается двумя сложностями. 

 

Первая – некачественная конкуренция со стороны нелегальных ресурсов, которые находят поддержку своей противозаконной деятельности у крупных холдингов. 

 

Вторая – невозможность предложить пользователю тот контент, который он хочет. В основном зрители хотят смотреть то, что сейчас идет в кинотеатрах, а этот контент они находят на нелегальных ресурсах. 

 

Абсурд, но зачастую дистрибьютор платит правообладателю больше, чем зарабатывает. Кинотеатры не исчезнут и будут востребованными, но доля цифровой дистрибьюции будет продолжать расти.

 

Генеральный продюсер ivi.ru Сергей Корнихин предложил переформулировать тему встречи: о New Media следует говорить как не об альтернативе кинотеатрам, а о партнере кинозалов. Он отметил, что логичнее было бы сравнивать интернет-кинотеатры с телеканалами. 

 

Общая задача представителей New Media и кинопрокатчиков – увеличить «общий пирог», ведь они не являются конкурентами. Онлайн-кинотеатры не перетаскивают зрителя из кинотеатра, ведь, кроме всего прочего, они доставляют фильмы в те города, где они не демонстрируются на киноэкранах. 

 

Сергей поделился опытом дистрибьюции одновременно в кинотеатрах и в Интернете фильма «Географ глобус пропил», который собрал очень хорошую кассу. New Media важно получить контент как можно раньше: пусть на старте фильм будет стоит пользователю дороже, постепенно цену можно будет снижать. Сергей Корнихин напомнил, что главные конкуренты и кинозалов, и Онлайн-кинотеатров – пираты. На вопрос о последствиях введения антипиратского закона Сергей ответил: меры реагирования на незаконно появляющийся контент должны быть сверхбыстрыми (несколько минут). Механизм, диктуемый антипиратским законом, предлагает недели. «Пугнуть» удалось только мелких пиратов, с крупными – обычно удается договориться на высоком уровне: в общих масштабах все осталось по-прежнему.

 

Новая и традиционная формы проката противостоят пиратам

 

Генеральный директор Юридического Бюро «Правовой партнер» Андрей Самохин, открывая вторую часть конференции, предложил поговорить о борьбе с пиратством и углубиться в правовые вопросы. Юристы бюро «Правовой партнер», руководители и специалисты онлайн-кинотеатров рассказали об особенностях заключения договоров между продюсером и прокатчиком; были рассмотрены вопросы защиты прав, борьбы с медиапиратством и практика применения нового закона о борьбе с нелегальным распространением контента в интернете.

Адвокат, управляющий партнер ЮБ «Правовой партнер» Василий Подобин рассказал о способах борьбы с пиратскими ресурсами, уделив внимание внешним правовым аспектам деятельности. Комплекс мер делится на две части: подготовительный этап, в процессе которого частично пресекаются нарушения и собирается доказательная база, и второй этап – защита прав в досудебном и судебном порядке. От того, насколько грамотно будет проведен первый этап, зависит результат второго. Правообладатели могут по-разному ставить задачи: бывает достаточно восстановления прав и удаления контента, иногда, в случае с особо циничными пиратами, необходимо показательное наказание.

 

На первом этапе необходимо провести мониторинг на выявление нарушений и определение самого нарушителя. Обычно для этого нужно обращаться к доменным регистраторам, которые не всегда идут на сотрудничество. Для облегчения этой задачи к запросам следует приложить максимум документов, подтверждающих полномочия. Получив информацию о правонарушителе, можно направить ему претензию в электронном виде и почтовым отправлением в просьбой присечь нарушение, убрать контент с сайта и возместить ущерб (упущенную выгоду или компенсацию). 30-50% контента удается убрать таким образом: пираты идут на переговоры. В остальных случаях следует собрать доказательную базу: нотариальный протокол осмотра сайта, который будет принят судом в качестве доказательства. Но, как заметил Василий Подобин, «даже среди оставшейся части полных беспредельщиков появляются разумные люди, которые не доводят дело до суда».

 

Руководитель юридической службы ООО «Стрим» Надежда Лауниц обратила внимание на типичные ошибки, встречающиеся в договорах между платформами и провообладателями. Первая - срок действия лицензионного договора. Если срок не указан, договор действует лишь 5 лет и требует пролонгации, поэтому следует устанавливать срок действия договора от 2 до 5 лет и не забывать подписывать доп.соглашение о пролонгации. Второе: большинство правообладателей настаивают на возможности расторжения договора в одностороннем порядке. При включении этого пункта в договор следует обратить внимание на минимальную гарантию и предусмотреть возможность в случае досрочного расторжения договора возврата минимальной гарантии пропорционально фактическому сроку. Третье: вопрос гарантий правообладетеля в отношении прав на контент по лицензионному договору. Следует максимально широко и точно прописывать то, что правообладатель предоставляет контент в рамках своих полномочий, и права у него «очищены». Имеет смысл выборочно проверять цепочки прав на контент. Недобросовестные дистирбьюторы – не меньшая проблема, чем пираты.

 

Возвращаясь в теме пиратов, Павел Катков из РГАИС отметил, что для эффективности борьбы с пиратами необходима серьезная мотивация к прекращению публикации нелегального контента – необходима норма о рецидиве. Пока у пиратов нет серьезной мотивации для прекращения своей деятельности. Необходимо ликвидировать юридическое лицо за многократное нарушение авторских прав.

 

Патентный поверенный РФ, профессиональный медиатор Галина Брусенцева рассказала о внутренних правовых аспектах борьбы с пиратством. Для начала она обратила внимание на возможность депонирования прав на сценарий и даже идею фильма перед началом первичных переговоров с потенциальными партнерами. Продюсер и прокатчик должны обязательно оформлять свои договоренности в виде письменных лицензионных договоров, в которых должны быть прописаны территория, срок, объем вознаграждения.

 

Галина рассказала о законе медиации – урегулировании споров с участием посредника. Процедура медиации имеет высокие шансы на решение конфликта. Процесс основывается на равноправии сторон, нейтральности посредника, добровольности участия и конфиденциальности – в отличие от судебного процесса. Причем если в суде решение принимает судья, и одна из сторон проигрывает, при медиации решение принимают обе стороны. В заключение доклада Галина посоветовала в случае, когда исчерпаны все досудебные меры, не стесняться и восстанавливать свои права в суде.

 

Исполнительный директор Ассоциации ДВД издателей Вячеслав Денченко привел статистику первых дней действия антипиратского закона: было подано больше 60 заявлений с требованием принять меры по блокировке ресурсов, но в итоге заблокировано только 2 сайта. Антипиратский закон, вступивший в силу с 1 августа, оказался нерабочим и неэффективным. Вячеслав предложил создателям фильмов сразу закладывать бюджет на защиту прав. Практика доказывает, что правообладатель не только отбивает деньги, вложенные в защиту, но и больше зарабатывает.

 

Защита прав состоит из двух вещей: мониторинга (выявление ссылок с нелегальным контентом, рассылка претензий с просьбой снять контент) и юридической составляющей, без которой мониторинг не стоит ничего. Если только писать письма, но в суд не обращаться, площадки понимают, что ничего страшного не происходит и успокаиваются, а когда пират получает на домашний адрес письмо, то он сразу сам звонит, извиняется и убирает контент.

 

После динамичного и короткого обсуждения участники встречи пришли к выводу: государственные меры по борьбе с нелегальным контентом неэффективны. Для результативной борьбы с пиратами инициатива должна исходить от правообладателей, в силах которых остановить сетевой беспредел.

 

Заключение.

 

Тема, выбранная для обсуждения оказалась востребованной аудиторией. В зале собралось около 100 человек, что для утреннего мероприятия официально еще не открытого кинорынка (официально он открылся только в 14.00 презентацией WDSSPR) достаточно много. Вопросы, поставленные спикерами, обсуждались в живой дискуссии, которая продолжилась уже в неформальной обстановке. В ходе конференции выяснилось, что значительная часть правовых и организационных проблем у традиционного кинопоказа и онлайн - площадок схожи, и есть множество вопросов, в которых они могли бы стать партнерами.

 

Как сказали представители организаторов, уже по завершении работы конференции, к ним обращались участники кинорынка, с предложениями тем будущих конференций, что оставляет уверенность в правильности выбранного формата.

 

© Профисинема