«Финансирование кино, несмотря на сложный бюджет культуры и в прошлом году, и в текущем, не уменьшилось, — заявил на заседании коллегии во ВГИКе Министр культуры Владимир Мединский. — Более того — нам удалось добиться дополнительного финансирования в размере 320 миллионов рублей. Этих средств хватит на поддержку 10 фильмов».
В дискуссии на тему перспектив развития отечественной киноиндустрии и кинообразования, анализа текущей ситуации в кинопроизводстве и кинопрокате приняли участие ректор ВГИКа Владимир Малышев, режиссеры Владимир Хотиненко, Сергей Соловьев и Вадим Абдрашитов, сценарист Юрий Арабов. Кинематографистов волновали критерии отбора проектов при выделении государственных средств, отраслевые нормы поддержки кинопроектов, поддержка кинодебютов, перспектива выделения федеральных средств на кинопроекты лучших студентов (три фильма в год), проблема подготовки кадров и трудоустройства вчерашних студентов, новые образовательные программы и бесплатное второе высшее образование для талантливых режиссеров и сценаристов.
«У нас в киноотрасли и во ВГИКе в частности — планов громадье, однако все может сложиться не так оптимистично, как хотелось бы. Да, идеальный абитуриент — вчерашний школьник. То, что к нам идет молодежь, безусловно, прекрасно. Однако мы настаиваем на исключении из правил для двух профессий, требующих определенного жизненного опыта, — для режиссеров и сценаристов», — сообщил на коллегии Вадим Абдрашитов. Статс-секретарь — заместитель Министра культуры Григорий Ивлиев заявил о том, что министерство занимается проблемой бесплатного второго образования и переподготовки «возрастных» кадров (помимо режиссеров и сценаристов, речь идет также о композиторах и дирижерах), однако эта инициатива пока не проходит согласование в других ведомствах.
Одним из итогов заседания стало решение Министра культуры Владимира Мединского увеличить квоты ВГИКу для поддержки дебютов талантливых начинающих кинематографистов. Но институт должен разработать критерии отбора фильмов на получение государственных субсидий (прежде всего они должны быть показаны в кинотеатрах или в телеэфире).
Генеральный директор организации «КиноЭкспертиза», секретарь Союза кинематографистов Российской Федерации Олег Иванов назвал основные, по его мнению, ключевые показатели культуры в сфере киноотрасли: необходимость увеличения доли российских фильмов в кинопрокате, расширение линейки выпускаемых фильмов, появление новых кинозалов (ориентир — 5-6 залов на 100 тысяч человек, на сегодняшний день это 2,2 зала).
По словам экспертов, в 2013 году наметилась тенденция к росту доли отечественного кино. По состоянию на 1 сентября 2014 года доля составляет 19%, и с учетом выхода в сентябре — декабре таких проектов, как «Выпускной», «Горько! 2» и «Елки», тенденции к снижению не наблюдается. Олег Иванов отметил европейский опыт. Так, наиболее высокая доля местных фильмов существует в странах, где действуют программы государственной поддержки. Среди них — Дания, Норвегия, Чехия, Италия, Франция, Великобритания, Турция, Швеция.
Увеличение доли отечественного кино в прокате специалисты связывают с реформой 2010 года, созданием Фонда кино, а также института лидеров российской кинематографии. В 2010–2014 годах вследствие государственной поддержки число производимых ежегодно лидерами отрасли картин достигло 15. Такая финансовая помощь позволяет производителям кино оперативно управлять портфелем проектов разной степени готовности.
С докладом о Единой федеральной автоматизированной системе сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС) на коллегии выступил исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев. Он, в частности, рассказал, что за период с 12 мая по 20 октября 2014 года в системе зарегистрировано 94 новых демонстратора (226 кинозалов), 410 исключены из перечня зарегистрированных в системе на основании официальных уведомлений о прекращении кинопоказа. Таким образом, на 20 октября в ЕАИС зарегистрировано 2 029 демонстраторов, из них 1 109 передают информацию о проданных билетах (65% делают это в автоматическом режиме), 815 данных не предоставляют, 105 присвоен статус «приостановлен» на основании полученных от демонстраторов официальных уведомлений о временном прекращении кинопоказа.