Минкульт предлагает новую протекционистскую меру для российской киноотрасли. Чтобы российские премьеры не оставались в тени американских блокбастеров, необходимо регулировать даты выхода в прокат фильмов, созданных с участием господдержки, то есть почти всего отечественного кино. Государство пытается взять на себя функции бизнеса, удивляются участники рынка.

 

Коллегия Минкульта под председательством его главы Владимира Мединского поручила департаменту кинематографии министерства и Фонду кино до 30 декабря "проработать механизм равномерного выхода в прокат фильмов, созданных при государственной финансовой поддержке и поддержке Фонда кино", говорится в опубликованном решении. На прошлой неделе господин Мединский на встрече с журналистами уже указывал, что в России государство никак не регулирует график выхода фильмов в прокат. "К примеру, если в США выходит детский блокбастер, они переносят выход, условно, своего фильма "Горько-2"",— говорил ТАСС министр 19 ноября. Представитель Фонда кино был недоступен для комментариев. В Минкульте "Ъ" сообщили, что профильный департамент "работает над поручением".

 

С участием господдержки снимается подавляющее большинство российских фильмов. Например, в 2013 году только Фонд кино поддержал производство 66 картин (к ноябрю 2014 года в прокат из них успели выйти менее половины), было завершено производство 40 игровых фильмов, поддержанных напрямую Минкультом. Для сравнения: по данным "Бюллетеня кинопрокатчика", в течение того же года на экраны вышли всего 77 российских фильмов, которые собрали 8,131 млрд руб.

 

На долю картин, поддержанных Фондом кино, пришлось 6,798 млрд руб. из этой суммы. Общие кассовые сборы российских кинотеатров с учетом иностранных фильмов достигли 44,726 млрд руб., то есть на российское кино пришлось 18,4%. По данным Movie Research, доля отечественного кино в российском прокате по итогам десяти месяцев 2014 составила 19% по посещениям и 18,2% по кассовым сборам. К концу 2015 года стоит задача достичь доли в 20%, заявлял ранее в интервью "Ъ" исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев.

 

Минкульт не впервые предлагает протекционистские меры для поддержки российского кино. Владимир Мединский, в частности, регулярно публично выступает за введение квот на показ отечественных фильмов. Эта идея обсуждается уже несколько лет: так, в 2012 году вице-спикер Госдумы Сергей Железняк предлагал законодательно закрепить долю российского кино на уровне 20% от всех сеансов в кинотеатрах, но отозвал законопроект из-за его противоречия политике ВТО.

 

Для Фонда кино и департамента кинематографии поручение разработать механизм регуляции выхода релизов стало неожиданным, утверждает источник "Ъ", участвовавший в обсуждении инициатив. По его словам, к критике инициативы Минкульт не прислушался. "Государство пытается выполнять обязанности, которые обычно находятся в ведении общественных либо бизнес-структур",— удивляется он.

 

За исключением летнего периода, когда в прокат выходят американские блокбастеры, и новогодних праздников, релизы отечественных фильмов проходят достаточно равномерно, серьезной конкуренции между ними нет, указывает исполнительный директор Movie Research Александр Лужин. "Смещение даты выхода авторитарным путем без учета информации по конкурентному окружению может в разы уменьшить посещаемость российских фильмов",— предполагает он. Инициатива регулировать график релизов — антирыночная мера, полагает глава СТВ Сергей Сельянов. "Видимо, Минкульт считает, что лучше знает, как функционирует рынок и конкурентное окружение. Но не стоит забывать, что практически в каждом российском фильме 50% и более составляют частные инвестиции",— указывает он.

 

"Прежде чем механизм будет утвержден, хотелось бы, чтобы вопрос обсудили с отраслью",— отмечает президент "Централ Партнершип" Павел Степанов. С другой стороны, потенциально мера действительно может упорядочить конкуренцию в кинопрокате, считает он: прокатчики заранее планируют даты выхода картин, и когда кто-то переносит релиз, участники рынка сталкиваются с повышением конкуренции на этой дате.

 

Одновременно Минкульт опубликовал еще одно решение коллегии — о модернизации единой федеральной автоматизированной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС). Министерство хочет "принять меры к стопроцентному подключению демонстраторов фильмов к ЕАИС для передачи информации о проданных билетах". Из информации на сайте ЕАИС следует, что в системе учтены около 2 тыс. кинопоказчиков. Это 80-90% постоянно действующих кинотеатров, оценивают в Movie Research. Минкульт выдал собственным департаментам поручения разработать поправки к законодательству, которые позволят усилить контроль над кинотеатрами, и активизировать привлечение не подключившихся к ЕАИС кинодемонстраторов к административной ответственности. Сейчас им грозят штрафы в размере 100-400 тыс. руб., а за повторное нарушение — 400-800 тыс. руб.

 

 

© Коммерсант