Обзор основных направлений европейского законодательства, затрагивающих интересы аудиовизуальной индустрии(по отчету ФИАПФ за январь-февраль 2019 года) Развитие Единого цифрового рынка и авторского права ЕС

1.1. Директива ЕС об авторском праве на Едином цифровом рынке (Directive on Copyright in the Digital Single Market)Совет министров 15 апреля окончательно утвердил Директиву об авторском праве на Едином цифровом рынке. Документ будет опубликован в Официальном журнале ЕС, после чего у государств Евросоюза будет 2 года, чтобы закрепить новые правила в своих законах.

Напомним, что согласно нововведениям интернет-компании должны будут подписывать лицензионные соглашения с правообладателями для использования их интеллектуальной собственности в сети Интернет. Кроме того они должны будут осуществлять дополнительную фильтрацию загружаемого пользователями контента на предмет отсутствия нарушений авторских прав. В противном случае такие платформы будут нести ответственность за нарушения авторских прав, допущенные их пользователями.

Стоит отметить, что ФИАПФ, местные европейские члены ФИАПФ, а также иные партнеры ФИАПФ из аудиовизуальной индустрии направили составителям Директивы множество писем, призывая их проявить должную осмотрительность при формулировании её положений, в частности, статьи 17 (ранее - статья 13) и определении порядка её применения в отношении фильмов и иных аудиовизуальных произведений. В конечном итоге это привело к положительному результату - у правообладателей появился дополнительный способ защиты своих прав.

1.2. Регулирование онлайн-вещания (Online Broadcasting Directive): принятие Директивы в окончательной редакции 15 апреля Совет также окончательно утвердил Директиву онлайн-вещания, которую государства-члены должны будут в течение двух лет транспонировать в свое национальное законодательство.ФИАПФ проведет анализ документа и подготовит рекомендации для государств-членов по перенесению его положений в свое законодательство. Также ФИАПФ будет тесно сотрудничать со своими европейскими членами, с целью оказания им помощи в достижении наиболее оптимального введения в действие Директивы на их территории, в частности, обеспечивая сохранение наиболее ограниченного применения принципа страны происхождения.

Основные положения Директивы обозначены в обзоре отчета ФИАПФ за ноябрь-декабрь 2018 года.

1.3. Территориальность: новое исследование

Авторы исследования разработали свои рекомендации на основе следующих выводов: 

  • европейские фильмы менее успешны в привлечении большой аудитории, чем американские. В исследовании отмечено, что в основном это связано с языковыми барьерами, культурными различиями и зависимостью европейских фильмов от прямого и косвенного публичного финансирования;
  • резкие и внезапные изменения территориальной исключительности будут иметь значительные последствия для европейской киноиндустрии в целом и финансировании европейских фильмов в частности;
  • а также роль территориальности в авторском праве постепенно оттесняется законодательством ЕС, направленным на устранение национальных барьеров в пользу единого рынка.

Авторы исследования предлагают два варианта возможных будущих действий:

1. Еврокомиссия может создать специальные правила конкуренции в отношении эксклюзивной территориальности предоставления прав в кино- и аудиовизуальной индустрии, например, в виде Правил применения блокового (группового) исключения.

2. Участники рынка могут подумать об изменении сложившейся практики лицензирования, предоставляя исключительные права на отдельные дублированные или субтитрированные версии фильма или аудиовизуальной программы в качестве альтернативы территориальному лицензированию. Возможные последствия предоставления исключительности на широко распространенных языках, таких как английский, испанский, немецкий, французский или итальянский, в исследовании не рассматриваются.На презентации в Комитете по культуре авторами исследования было отмечено, что растущее значение платформ SVOD на рынке и в цепочке производство-распространение бросает вызов традиционным моделям проката.Текст исследования имеется в распоряжении ФТМ. Другие события

2.1. Суд Италии считает Facebook ответственным за нарушение авторских прав 30 января 2019 года суд Рима признал Facebook ответственным за отказ оперативно удалить контрафактный контент, загруженный пользователями Facebook.

Дело связано с пользователями, опубликовавшими ссылку на YouTube, при переходе по которой находилась видеозапись, нарушающая авторские права и содержащая изображение певца. Правообладатель неоднократно направлял уведомления об удалении данного видео и только спустя 2 года Facebook окончательно удалил соответствующую ссылку.

Facebook утверждал, что ссылки на другие платформы не нарушают авторские права. Однако Римский суд установил, что опубликование в Facebook ссылки на видео, расположенное на YouTube и нарушающее авторские права, представляет собой сообщение для новой публики и, таким образом, без разрешения соответствующего правообладателя представляет собой нарушение.

Facebook также утверждал, что является «пассивным» хостинг-провайдером и поэтому не несет ответственности за нарушение авторских прав. Однако Римский суд не согласился с этим и признал Facebook ответственным за убытки, так как Facebook фактически знал о нарушении (через уведомления, отправленные правообладателем) и сознательно не удалял пиратский контент в течение двух лет. Кроме того, Римский суд отметил, что даже пассивный хостинг-провайдер, обладающий фактическими знаниями, обязан незамедлительно предпринять действия: Facebook не нужно было ждать решения суда для удаления пиратского контента.

2.2. Отчет Европейской аудиовизуальной обсерватории о посещаемости европейских кинотеатров в 2018 году Европейская аудиовизуальная обсерватория (далее – ЕАО) опубликовала первые оценки посещаемости европейских кинотеатров в 2018 году. По её оценкам, общее количество посещений кинотеатров в ЕС сократилось на 3,0% до 955 миллионов проданных билетов.

Продолжая тенденцию 2017 года, снижение посещаемости кинотеатров в ЕС главным образом вызвано значительным сокращением количества посещений в Германии (-16,9 млн., -13,9%), а также сравнительно низкими показателями во Франции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (-8,9 млн., -4,3%) и Италии (-7,0 млн., -7,0%), сообщает EAO. Из пяти основных рынков ЕС только в Великобритании зарегистрировано увеличение посещаемости кинотеатров на 3,7% до 177 миллионов посещений. Это самый высокий уровень в Великобритании с 1970 года. Посещаемость также выросла до рекордного уровня в Польше (+3,1 млн., + 5,5%), Чехии (+1,1 млн., + 7,3%) и Румынии (+0,6 млн., +4,5 %).

2.3. Отчет ЕАО о правовом режиме совместного производства Недавние данные ЕАО по европейским фильмам совместного производства говорят о том, что такие фильмы выходят за пределы своих внутренних рынков лучше, чем их чисто национальные аналоги. Кроме того, сообщается, что в период с 2007 по 2016 год количество совместных фильмов увеличилось на 43%. В целом 20% всех фильмов ЕС, снятых в этот период, были совместными производствами.

Эти тенденции проиллюстрированы в новом отчете ЕАО о правовом режиме совместного производства. Отчет включает в себя информацию о международных фондах поддержки в Европе и за ее пределами, а также о международных договорах о совместном производстве, таких как Конвенция Совета Европы о совместном кинематографическом производстве, подписанная в 1992 году и пересмотренная в 2017 году с учетом технологических и экономических изменений в киноиндустрии.

В отчете также содержится подробная информация о различных двусторонних или многосторонних соглашениях о совместном производстве, включая такие важные рабочие параметры, как минимальный финансовый вклад каждого производителя, способы совместного использования прав, доходов и призов, а также место съемок, пред- и постпродакшн, а также контрольный список положений, которые должны быть включены в договоры о совместном производстве.

Текст отчета имеется в распоряжении ФТМ.

2.4. Отчет EAO о национальных правилах продвижения европейских работ В новом отчете ЕАО указывается, что европейский кинорынок состоит на 27,5% из европейских фильмов и на 66,2% из американских. Европейские сериалы составляют 19% подписных каталогов видеосервисов и 24%, доступных на сервисах по запросу.

Отчет был подготовлен по заказу Ассоциации директоров европейских киноагентств (EFADs) и охватывает 31 страну, входящую в EFADs (28 стран ЕС, а также Исландия, Норвегия и Швейцария) с целью оказания поддержки государствам-членам в реализации Директивы об аудиовизуальных медиа-услугах на национальном уровне, пересмотренной в конце 2018 года.

Текст отчета имеется в распоряжении ФТМ.

Юридическая фирма «ФТМ Энтертейнмент»

Подготовила: Зыбина Виктория 25 апреля 2019 г