По результатам очных защит в Минкультуры БК анализирует, какие проекты получили финансирование
Министерство культуры подвело итоги отбора национальных фильмов, претендующих на финансовую поддержку государства. В этом году ведомство поддержит кинопроизводство 249 проектов – игровых, неигровых, анимационных, полного и короткого метра. По результатам очных защит в Минкультуры БК анализирует, какие проекты получили финансирование и какие темы интересуют кинематографистов в настоящее время в авторском, дебютном и детском кино.
По итогам конкурсных отборов в Министерстве культуры государственную финансовую поддержку в этом году получат 59 полнометражных игровых картин (и сериал «Арсеньев»), 10 детских и юношеских фильмов, 74 анимационных проекта и 105 неигровых. В их числе 35 авторских, экспериментальных и социально значимых фильмов (на очной защите было представлено 68), 25 дебютных картин (на питчинге представлено 52 проекта), 10 проектов для детей и юношества (из 23-х). В прошлом году финансирование получили 11 авторских фильмов, 14 дебютных, 7 детских и 11 социально значимых проектов. Совмещение конкурсов авторского и социального кино привело к возросшему числу поддержанных в этой категории проектов. Среди дебютов в этот раз профинансировали в два раза больше картин, чем в предыдущие два года. В резерве осталось еще 33 фильма.
ПО ЗАКАЗУ
Согласно федеральному бюджету, в 2023 году на поддержку кинематографии Минкультуры выделяет 14,4 млрд рублей. Из них 4 млрд предоставит министерство и 7,6 млрд – Фонд кино. Государственная поддержка кинематографии в 2024 году составит 16,2 млрд рублей: 4 млрд распределят по линии министерства и 9,4 млрд – по линии Фонда кино. В 2025-2026 годах Минкультуры выделит на кинопроизводство по 4,3 млрд рублей ежегодно, Фонд кино – 6,8 млрд.
Получающим государственную поддержку по линии Минкультуры полнометражным игровым фильмам выделяют до 70% бюджета, но не более 100 млн рублей. Дебюты финансируются полностью, если режиссер закончил федеральный профильный вуз, в остальных случаях – на 70%, но не более 50 млн рублей. Фильмы для детей и юношества с этого года финансируют полностью, но не выше 100 млн рублей. Также полный бюджет будут компенсировать неигровому кино. На завершение производства полнометражного фильма выделяют до 30 млн рублей. На эту субсидию могут претендовать только проекты, ранее не получавшие финансирование в Минкультуры или Фонде кино.
В 2023 году в конкурсный отбор Министерства культуры ввели ряд нововведений. Пакет документов на получение субсидии теперь подается только в электронном виде. Все фильмы проходят защиту перед экспертами вне зависимости от хронометража и направления поддержки. Если ранее короткие метры в неигровом кино и анимационные проекты оценивались по аннотации, исходя из режиссерской экспликации, то теперь экспертам представляют презентационные материалы. Снова вернулись отмененные в прошлом году обеспечительные платежи за проекты, поскольку заявок поступило чересчур много и не всегда они были качественными. Как уверены в министерстве, необходимость взносов вынуждает продюсеров более обдуманно подходить к выбору проекта для подачи заявки на участие в конкурсе, так как каждый фильм требует платежного поручения. Теперь у заявителя обязательно должно быть гарантийное письмо о размещении завершенного проекта на российских онлайн-платформах, а не зарубежных. Также заявитель, а именно – юридическое лицо, в этом году получившее средства из федерального бюджета, в частности, из Фонда кино, не может участвовать в конкурсе. Видимо, в том числе из-за этого условия некоторые продюсеры подавали проекты от других юридических лиц: Алексей Учитель – от имени компании «Новые проекты», Сергей Сельянов – от «СTB Лаб». Это обязательство обещают отменить в следующем году. Среди прочих требований – в фильме не должно быть нецензурной лексики.
Министерство культуры выделяет финансирование на основании соответствия картин приоритетным темам. В этом году таковыми были названы сохранение, создание и распространение традиционных ценностей; защита и поддержка семьи и детей; наука России; историческое кино (противодействие попыткам фальсификации истории, миротворческая миссия России, победы России, освободительная миссия советского солдата, конфликт и преемственность поколений); представление России как современного, стабильного и безопасного государства, предоставляющего возможности для развития и самореализации; истории сильных личностей современной России; мотивация молодежи к освоению рабочих и инженерных специальностей; современное состояние, культура и традиции регионов; экранизации произведений русской классической литературы; фильмы о выдающихся личностях истории, культуры, науки и спорта.
Среди тем также были названы противодействие современным проявлениям идеологии нацизма и фашизма; популяризация героизма и самоотверженности российских воинов в ходе СВО, популяризация службы в Вооруженных силах России; духовно-нравственное, патриотическое воспитание граждан России; неоколониальная политика стран англосаксонского мира, деградация Европы, формирование многополярного мира. Современное общество, морально-этический выбор, гражданская позиция. Объединение общества, самореализация людей с ограниченными возможностями; фильмы о подростках, формирование жизненных ценностей и ориентиров на этапе взросления. Дезориентация в общественном пространстве, перенасыщение информацией, формирование собственного мышления. В этом году в отборе особое внимание уделялось проектам фильмов по произведениям В.П.Астафьева, А.П.Гайдара, В.О.Богомолова, М.Ю.Лермонтова, А.Н.Радищева, А.А.Ахматовой.
«Это важные приоритетные темы. По сути это госзаказ – те темы, на которые государству необходимы фильмы», – прямо сообщил директор департамента кинематографии Дмитрий Давиденко на презентации онлайн-площадки для приема заявок от организаций кинематографии.
К счастью, темы сформулированы достаточно широко, поэтому любому фильму можно подобрать наиболее подходящую из них. Именно социальную актуальность проектов кинематографисты подчеркивали в первую очередь, фокусируясь в своих презентациях скорее на соответствии темам, нежели на художественной ценности будущих картин.
ОГНЕННЫЕ СТЕРХИ
Наиболее высокую оценку экспертов по итогам очной защиты авторского и экспериментального кино получила якутская приключенческая драма ТАМ, ГДЕ ТАНЦУЮТ СТЕРХИ Михаила Лукачевского, режиссера ВЕРТОЛЕТА. Семейный фильм по мотивам автобиографической повести Ивана Дьячковского «Бег за радугой» расскажет о мальчике Ване, возвращающемся домой после шестилетнего пребывания в больнице. Он учится ходить, жить и не перестает мечтать. Его мама умирает при родах, и отец рассказывает ему, что она превратилась в стерха, поэтому Ваня хочет найти ее среди белых журавлей. По якутскому поверью, увидевший танец стерхов человек непременно будет счастливым. Создатели также планируют своей работой осчастливить зрителей. Судя по показанному ролику, им это удастся – это будет очень трогательная и пронзительная история. Фильм уже снят, осталось лишь нарисовать в компьютерной графике самих стерхов – на это пойдет запрашиваемая субсидия. Бюджет картины оказался минимальным на питчинге – 9,3 млн рублей, запрашивают 5 млн. Выход фильма в прокат запланирован на май-июнь 2024 года.
Эксперты высоко оценили драму Алены Званцовой СВИНЬЯ И МЫШЬ, продюсерами которой выступают Сергей Сельянов и Максим Уханов. В картине бездетная семейная пара сталкивается со смертельным диагнозом жены, и муж принимает решение последовать за ней. Моральный выбор, перед которым встают герои, непрост, но они уверены в своем решении. Однако спустя короткое время муж влюбляется в другую женщину. В главных ролях авторы видят Марьяну Спивак, Сергея Гилева, Анастасию Красовскую. Референсами называют НЕЖНУЮ КОЖУ и МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ. По словам Сельянова, это кино про взрослое, про серьезные жизненные обстоятельства, а эта ниша сейчас пустует.
Также высокие оценки получила военная драма ПЕРВЫМ ПО МИННОМУ ПОЛЮ Антона Мегердичева, посвященная недавно ушедшему из жизни военному священнику Михаилу Васильеву. В течение 26 лет он работал в горячих точках: Чечня, Сирия, страны бывшей Югославии, Киргизия, Абхазия. Известен как легендарная личность – первым шел по минному полю и крестил 3 тысячи солдат в Чечне. Режиссер хотел бы ответить в картине на вопрос, как сочетаются христианство, православное служение и война. Создатели планируют философски высказаться и в то же время отдать дань памяти ушедшему герою – и сделать это ярко, со зрелищными батальными сценами. Главную роль в проекте с бюджетом в 297 млн рублей сыграет Александр Петров, жену его героя – Стася Милославская, также заявлены Борис Каморзин, Андрей Мерзликин, Таисия Вилкова. Среди ориентиров выделяют БИТВУ ЗА СЕВАСТОПОЛЬ, ПО СООБРАЖЕНИЯМ СОВЕСТИ, ВЗВОД, 9 РОТУ.
Эксперты отметили новый фильм Надежды Михалковой, драму ОГНЕННЫЙ МАЛЬЧИК по сценарию Марии Степановой. Продюсеры проекта – Павел Буря и Елизавета Чаленко. В картине сын депутата Госдумы становится свидетелем и соучастником трагедии в ночном клубе. Мать отправляет его на время в деревню, пока не уляжется шум вокруг этой ситуации. Герой остается один и знакомится с самим собой. Его мать сыграет Юлия Высоцкая, деревенскую женщину – Анна Михалкова. По словам Павла Бури, это фильм о молодежи, которая ищет себя, иногда эти поиски затягиваются, не всегда заканчиваются хорошо, но всегда есть надежда. Картина будет готова к концу 2025 года.
Также высокую оценку получила спортивная драма Гарика Петросяна ЗОЛОТОЙ ДУБЛЬ о легенде «Спартака» Никите Симоняне – лучшем бомбардире советского футбола, который стал тренером ереванского «Арарата» и поставил перед собой невыполнимую задачу: выиграть золотые медали чемпионата и победить в Кубке СССР. Однако команда не принимает нового тренера, а украинские партийные функционеры готовы на все ради победы киевского «Динамо». Продюсеры картины с бюджетом в 200 млн рублей – Гавриил Гордеев, Софья Митрофанова, Валерий Саарян. Актуальность проекта создатели видят в возможности поговорить о дружбе народов и добрососедстве на примере страны, где это было выражено на самом высоком уровне. Источники вдохновения – ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ, ЛЕГЕНДА № 17, СТРЕЛЬЦОВ.
Министерство культуры выделило финансирование на производство драмы с элементами детектива ПОЧТАРЬ Андрея Разенкова. Продюсерами выступают Юрий Крестинский и Ирина Рябинина. По сюжету, в 1943 году аутичный почтарь подменяет похоронки письмами с фронта, которые сам пишет от имени убитых. Однажды он не отправляет важное письмо о дезертире, и в городок приезжает сотрудник НКВД для расследования дела. Картина говорит о лжи во благо и ее цене, о выборе, который делает человек, и необходимости брать ответственность за свои действия. Главную роль в фильме исполнит Максим Емельянов, согласие на участие также дали Ирина Купченко, Полина Агуреева, Виталий Кищенко, Юрий Беляев. Референсами называют ПЕРЕВОДЧИКА, НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН, 1917. Заинтересованность в сотрудничестве выразили платформы KION и Premier. Бюджет проекта составит 102,6 млн рублей.
Ведомство поддержало производство картины, которая ранее представлялась на питчингах, но финансирование так и не получила. Детективный триллер ХОРОШИЙ ОТЕЦ Леонида Гардаша расскажет историю отца и сына. В небольшом провинциальном городке исчезает сестра Сашиного друга, и подростки пытаются самостоятельно найти ее. Главным подозреваемым неожиданно становится отец Саши, и уже сам сын не уверен в его непричастности к убийствам. В роли отца Сергей Марин, матери – Мария Луговая, следователя сыграет Алексей Серебряков. Ориентирами в производстве называют ИСЧЕЗНУВШУЮ, МИЛЫЕ КОСТИ, КАЗНЬ. Партнеры проекта – телеканал НТВ, ЦПШ и фонд «Кинопрайм».
Режиссер фильма ТАЙНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ Анастасия Венкова получила финансирование на создание своей следующей картины, драмы СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ по мотивам одноименной повести Льва Толстого. По сюжету, 17-летняя Маша влюбляется в друга покойного отца, своего 35-летнего опекуна Сергея Михайловича, но вскоре после свадьбы в их тихое семейное счастье вмешиваются соблазны большого света. Картина исследует сложность семейных ценностей, этапы развития отношений между мужчиной и женщиной, взросление молодой девушки и поиск своего призвания. Продюсерами проекта выступят Алексей Учитель и Анастасия Акопян.
Об адаптации детей из детских домов к жизни в приемных семьях расскажет новая картина Тинатин Баркалая (СКАЗКИ ГОФМАНА), социальная драма с элементами комедии и магического реализма ЖЕМЧУГ. Это экранизация пьесы Юлии Лукшиной, написавшей «Человека из Подольска». Семья Комаровых принимает решение взять ребенка из детского дома. Фильм расскажет о том, к чему приводят такие решения, ведь сложность и парадоксальность этого опыта оказывается гораздо шире ожиданий. С помощью ребенка жена пытается сохранить брак, а муж хочет получить повышение. Вскоре семья едет в Индию, где происходят события, переворачивающие их жизни. Картина будет сниматься в копродукции с Индией. Продюсер – Екатерина Филиппова.
Режиссер Светлана Проскурина получила субсидию на производство заключительной части трилогии, начатой фильмами ВОСКРЕСЕНЬЕ и ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ. Драма НАД ВЕЧНЫМ ПОКОЕМ расскажет о состоятельной женщине из маленького города, с настоящим русским характером и устойчивыми ориентирами. Но ее жизнь меняется с приходом зла. Беда делает людей бесстыдными, тревожными и рассеивает законы, начинается война, возникает ненависть к близким. Проскурина ставит перед собой задачу отыскать нынешнего героя и правду. По ее словам, в жизни и в фильмах не хватает невинного, как князь Мышкин, героя, потому что допустимость невозможного перешла все границы и ключевые заповеди теряют в весе. Важно говорить об устойчивом даже в условиях существующих социальных проблем человеке, считает режиссер. Картина расскажет о сочувствии, о том, как защититься от ада, сократить его и выстоять.
Продюсерская компания «Киномир» снимет основанную на реальных событиях остросюжетную военную драму ОТЕЦ Нурбека Эгена. Ранее проект был безуспешно представлен на питчингах Фонда кино. По сюжету, охотник Гавриил отправляется на войну в поисках своего сына и становится снайпером. Авторы стремятся создать зрелищное и динамичное кино с эффектными сценами боев, снайперских дуэлей, но основную ставку делают на эмоциональную, человеческую историю. Создатели хотят, чтобы молодое поколение гордилось героическим прошлым своей родины. По их словам, тема актуальна особенно сейчас, когда призывники идут выполнять свой патриотический долг, и вместе с ними их отцы становятся добровольцами и встают в один строй. Референсами называют картины ОТЕЦ СОЛДАТА, БИТВА ЗА СЕВАСТОПОЛЬ, ВРАГ У ВОРОТ, КУКУШКА. Продюсерами проекта с бюджетом в 250 млн рублей выступают Татьяна Яковенко и Константин Дыдышко. В Минкультуры запрашивают 100 млн. Внебюджетное финансирование на 60% обеспечит платформа KION.
Режиссер Тигран Кеосаян получил финансирование на производство лирической комедии СЕМЬ ДНЕЙ ПЕТРА СЕМЕНЫЧА по собственному сценарию, написанному в соавторстве с Маргаритой Симоньян. По словам Кеосаяна, фильм рассказывает о жизни, любви, людях, которым кажется, что их жизнь не удалась и не имеет смысла. Но потом выясняется, что даже самая ужасная жизнь оказывается осмысленной, если человек хоть кому-то помогал поступком и советом. Герои картины – разные жители страны с разным культурным кодом и темпераментом, которые объединены взаимовыручкой, сердобольностью, терпением. Фильм расскажет о том, что удача встречается каждому на жизненном пути, ее просто надо увидеть. Интонационные референсы – МИМИНО, НЕ ГОРЮЙ! В ролях – Федор Добронравов, Олеся Железняк, Владимир Ильин, Лаура Кеосаян. Проект поддержит телеканал «Россия».
По мотивам повести народного поэта Татарстана Ильдара Юзеева продюсерский центр «Новый взгляд» и «Татаркино» снимут драму ГОРА ВЛЮБЛЕННЫХ о любви и преданности, способной двигать горы. Режиссер и автор сценария – Салават Юзеев, продюсер – Миляуша Айтуганова. В центре сюжета – сакральная гора, где многие поколения людей давали клятвы в вечной любви и верности. Однажды ее хотят разрушить, но хранительница горы Ясмина преграждает дорогу технике. На этой горе когда-то и она принесла свои клятвы. Но возлюбленный ушел на войну и не вернулся, и ей пришлось растить сына одной. Бюджет проекта – 114,3 млн рублей, запрашивали 80 млн.
Пронзительную историю взросления и первой любви, поиска подростком себя в огромном и сложном взрослом мире расскажет драма МОЯ АФРИКА Ольги Акатьевой. По сюжету, 12-летний Коля из-за работы отца оказался в Африке. Для него новая страна ограничивается посольством и виллой за высоким забором. Однажды он знакомится с 14-летней Лоли – ловкой дочерью садовника. Родители обоих детей не в восторге от этой дружбы, и Лоли исчезает. Съемки пройдут в ЮАР. Продюсерами проекта выступают Татьяна Тренина и Лика Бланк.
О подростковом бунте 37-летнего мужчины, о желании быть самостоятельным в своих решениях и о том, что никогда не поздно исправить свои ошибки и воплотить в жизнь давние мечты, расскажет комедийная драма с элементами роуд-муви НИКОГДА НЕ ПОЗДНО! Никиты Владимирова и продюсера Лики Бланк. По сюжету, главный герой сбегает от чрезмерно заботливой матери, чтобы найти отца и исполнить свои мечты. Во время побега он случайно крадет ценный трофей преступной группировки – и теперь за ним гонятся бандиты и мама, готовая на все, чтобы вернуть сына. По словам создателей, это будет яркая, эксцентричная и абсурдная комедия о том, что значит быть взрослым, о взаимоотношениях родителей и детей, чего на самом деле хочет каждый из нас. Авторы хотят передать посыл, что никогда не поздно начать жизнь заново и что-то изменить. В фильме будут сниматься Сергей Лавыгин, Валерия Федорович, Александр Самойленко, Наталья Унгард. Референсами по визуалу называют КОРОЛЕВСТВО ПОЛНОЙ ЛУНЫ, по атмосфере, ностальгии по детству – «Мир! Дружба! Жвачка!», по внутрисемейным проблемам – ДАЛЕКИЕ БЛИЗКИЕ. Стоимость производства – 135 млн рублей, запрашиваемая сумма – 94,5 млн. «Атмосфера кино» выпустит проект в 2024 году. Его партнерами выступят телеканал ТНТ и платформа Premier.